Автомобили Автоновости Автоновинки Автовыставки Организации и услуги Авторынок
Formula-1 Автоспорт Автоспорт в России
Автомир Мотошоу Краш-тесты Автоперсоны Торговые марки
Автохимия Автозвук Охранные системы Тюнинг Автомастер
Автосправка Автомобили и таможня Автолюбитель и право Автострахование Автокредит История автомобиля Советы автомобилисту
Тесты Автоледи Автоюмор Автообои для Desktop Книга Гиннесса Автопрогноз Автооткрытки Литература


Новости
Конструктор сайтов
Служба рассылки
Знаменитые автогонщики



Автомобили  / Мотошоу  / ИМЗ / Краткий очерк истории Ирбитского мотоциклетного завода

Краткий очерк истории Ирбитского мотоциклетного завода

 Урал Волк >

До Великой отечественной войны 1941-1945 гг. масштабы производства мотоциклов в СССР были скромными (в 1940 г. было произведено 6800 штук). Выпуск мотоциклетной техники осуществлялся неспециализированными предприятиями. Первым заводом, изначально ориентированным на производство только мотоциклов, стал ирбитский.


В конце 30-х годов в Наркомате обороны СССР состоялось секретное совещание, посвященное выбору модели для Вооруженных сил. После сравнения образцов, в том числе и зарубежных, было решено взять за основу БМВ-Р71, состоявший на вооружении немецкой армии. Для сохранения секретности пять мотоциклов марки БМВ закупили в Швеции. Специалисты-технологи исследовали химический состав каждой детали, изучили глубину и характер обработки поверхностей, чистоту и точность изготовления и решили делать все так, как сделано на фирме БМВ, за исключением электрической схемы.


Для производства мотоциклов, получивших марку М-72, предусматривалась широкая кооперация предприятий. Так, в конструкторском бюро ЗИСа разрабатывали документацию на двигатель, для массового выпуска которого создали специальный цех. Документацию на коробку передач составили инженеры автомобильного завода им. Коммунистического интернационала молодежи (нынешний АЗЛК). Выпуск колясок и карданов поручили ГАЗу, фары заказали в Киржаче, электрооборудование должен был поставлять завод АТЭ-1; кроме них было задействовано еще несколько предприятий в разных городах СССР.


Ранней весной 1941 г. опытные образцы М-72 показали командованию Красной Армии, и было принять решение об их массовом производстве.


После начала Великой отечественной войны работы по развертыванию производства М-72 пошли интенсивнее. Но наступление немецких войск было стремительным: 20 октября 1941 года Москва была объявлена на осадном положении, и на следующий день, 21 октября, Совет по эвакуации при СНК СССР принял решение о переводе Московского мотозавода и связанных с мотоциклетным производством Цехов ЗИСа и КИМа на Урал в город Ирбит. Отправили в далекий уральский городок также специалистов из Харькова, Таганрога и Ленинграда. Первый эшелон прибыл в Ирбит 17 ноября 1941 г. Урал встретил прибывших тридцатиградусным морозом.


Разместился завод, который с этого времени стал Ирбитским мотоциклетным (ИМЗ), на площадях бывшего пивоваренного завода. В наследство от пивоваренного завода ИМЗ достались: недостроенный жилой дом на 16 квартир, заводской клуб, узкоколейный путь и цехи: квасной, сухарный, бондарный, солодовый и др., вся механизация состояла из двух тракторов на гусеничном ходу и шести машин.


Несмотря на все трудности 25 февраля 1942 года была выпущена первая партия мотоциклов М-72 из двигателей, привезенных из Москвы. (Всего за годы войны на фронт было отправлено 9799 мотоциклов).


В 1943 году на собранные ирбитчанами добровольные пожертвования была сформирована мотоколонна из 106 мотоциклов и отправлена на фронт. Вскоре на ИМЗ поступила телеграмма с благодарностью от Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина.


После войны, в 1947 году был разработан план генерального развития завода: предстояло провести коренную реконструкцию и вместо четырех-пяти тысяч выпускать в год 20 тысяч мотоциклов. Развитие завода приняло такие темпы, что уже в 1950 году ИМЗ выпустил 30-тысячный мотоцикл, что стало большим событием в жизни завода. Еще через года перед ИМЗ была поставлена задача перейти на выпуск 30 тысяч мотоциклов в год.


С 1953 года началась поставка ирбитских мотоциклов на экспорт. В основном они вывозились в развивающиеся страны и государства Восточной Европы; подавляющее большинство мотоциклов закупалось для нужд армии и полиции. Наибольшего размаха экспорт достиг в 70-80-е годы. С распадом социалистического лагеря и развалом СССР рынок сбыта резко сузился. Но с конца 80-х годов начались регулярные поставки ирбитских мотоциклов во Францию, Испанию, Швецию, Голландию, Чили, Венесуэлу, Колумбию, Аргентину и другие страны. Здесь `Уралы` покупают обычные люди: юристы, врачи, инженеры и т.д., так как они, по оценке немецкой компании `Иван байке`, дешевле `Харлей-Дэвидсонов` и позволяют сильнее выделиться, чем последние.

С 1954 года начал поставлять мотоциклы в армию Киевский мотоциклетный завод, поэтому ирбитский завод прекратил поставку мотоциклов военному ведомству и начал поставлять свою продукцию в народное хозяйство. Мотоциклы тяжелого класса впервые поступили в торговлю.


С 1958 года ИМЗ стал рентабельным заводом. Его директор П.Н.Игнатьев по этому поводу писал: `До нынешнего года мы были планово-убыточным заводом, получали от государства ежегодно дотацию в несколько миллионов рублей. Сейчас мы вышли на такую дорогу экономического развития, что не только не берем ни рубля из кармана государства на покрытие убытков, но наоборот, нашу прибыль добавляем к общим доходам нашей страны...`


Все дальше развивалась конструкция основного изделия ИМЗ - мотоцикла. В начале 60-х годов завод выпускал кроме М-72 мотоциклы М-52, М-61. В 1955 году совместно с НАМИ началась разработка оригинального микроавтомобиля вагонной компоновки под названием `Белка`: двигатель был позаимствован с мотоцикла, но получил принудительное охлаждение. В 1959 году заводские конструкторы разработали вездеход `Огонек`.


С 1965 по 1971 годы были освоены и пошли в серию мотоциклы М-63, патрульный, `Кросс-650`, и `Стрела`, находившаяся на уровне лучших мировых образцов. Венцом же развития ИМЗ в доперестроечный период явилось 22 ноября 1985 года, день, когда с заводского конвейера сошел двухмиллионный мотоцикл. Им оказалась серийная двухколесная машина дорожного типа марки М-67-36.


Для испытания мотоциклов в дорожных условиях и различных климатических зонах организовывались пробеги и экспедиции. В 1986 году испытатели ИМЗ приняли участие в экспедиции газеты `Советская Россия`, маршрут которой пролегал от Красного до Каспийского моря. В 1996 году ирбитские мотоциклы с приводом на колесо коляски и трицикл испытывались в условиях Казахстана и Средней Азии. В 1997 году стартовала экспедиция от Выборга до мыса Дежнева; часть маршрута была пройдена на мотоциклах ИМЗ.


21 октября 1991 года завод торжественно отметил свой 50-летний юбилей. На торжество прибыло множество гостей со всех уголков страны: ИМЗ подготовил не одну тысячу специалистов, работающих теперь на ВАЗе, КАМАЗе, МАЗе и УАЗе.


После того, как Украина обрела независимость, Ирбитский мотозавод стал единственным в стране предприятием, производящим мотоциклы тяжелого класса.


В 1992 году ему была вручена в Мадриде Международная Золотая Звезда за качество и деловую инициативу. 26 октября 1993 года с конвейера ИМЗ сошел 3-миллионный мотоцикл.


Торговая марка `Урал` известна во всем мире, в период советской эпохи ирбитские мотоциклы поставлялись в 64 страны мира. Сегодня на мотоциклах ирбитского заводя ездят жители Германии, Бельгии, Италии, Кубы, Перу, Франции и других стран. Ирбитский мотозавод - единственное предприятие в России, поставляющее сертифицированную мотопродукцию в Соединенные Штаты Америки. Тысячи штук мотоциклов `Урал` по заказу министерств обороны поставляются в страны Северной Африки и Юго-Восточной Азии.


В 1992 году завод стал акционерным обществом. Необходимость приспособиться к условиям рыночной экономики вынудила расширить ассортимент выпускаемой продукции: начали собираться новые модели мотоциклов - с приводом на колесо коляски, трицикл. Однако, экономический кризис, переживаемый страной, тяжело отразился на мотозаводе - началось сокращение объемов производства: если в 1992 году было собрано 130 986 мотоциклов, то в 1993 году - 121 347, а в 1994 - 68 753, в 1995 - 11 779, в 1996 - 6 416, а в 1997 году - 4 731. Произошло и сокращение численности рабочих. Но, не смотря на то, что мотозавод переживает сейчас тяжелое время, ирбитчане сохраняют надежду на возрождение производства.


В начале 1998 года произошла смена основного акционера, завод стал собственностью корпорации `Биопроцесс-НИПЕК`. По заказу корпорации в июле 1998 года известная фирма `Той Опинион` провела широкомасштабные маркетинговые исследования. Одним из главных результатов исследования является выявление предполагаемого спроса на мотоциклы. В настоящее время планируемые к покупке мотоциклы `Урал` соотносятся как 6:4. Но в дальнейшем это соотношение будет увеличиваться в сторону одиночек. Завод, выпускавший 40 лет модель мотоцикла с коляской, еще в 1996 году изготовил первую одиночку марки `Урал` - мотоцикл `Соло`. Правда по внешнему виду он мало чем отличается от обычного `Урала`. А вот следующая модель - `Вояж`, появившаяся в 1997 году, до сих пор, по оценке потребителей, стоит отдельной строкой, вызывая множество самых разнообразных, порой противоречивых, мнений.

Предпоследней, в октябре 1998 года появилась на свет стайлинговая модель мотоцикла `Соло Классик`, выполненная в стиле мототехники 50-60 годов. Но в отличие от мотоциклов той поры, `Соло Классик` оснащен суперсовременным серийным оппозитным двигателем рабочим объемом 650 куб.см, 4-ступенчатой коробкой передач, новым двухдисковым передним тормозом с гидравлическим приводом. На заднем маятнике установлены подшипники, обеспечивающие достаточную жесткость. Стильность модели подчеркнута обилием хромированных деталей: каплевидный бак, боковые панели, передние и задние дуги безопасности.


Знакомство с московскими байкерами `Ночными волками`, поездки на байк-шоу в 1996, 1997 году привели к тому, что конструкторы завода в 1998 году создали `Кобру` - модель, ориентированную на байкеров. Участники `Байк-шоу-97` проявили немалый интерес к этой модели, но отсутствие задней подвески (довольно смелый шаг, рассчитанный на фанатов мотоциклетной езды) вызвало противоречивые отклики, причем и сегодня достаточно сложно определить, на чьей стороне перевес: сторонников этой конструкции или противников. Например, англичане восприняли `Кобру` с восторгом. Но в Англии дороги ровнее, чем в России... И поэтому осенью прошлого года было принято решение модернизировать `Кобру`.


Руководство завода, пытаясь найти новые пути к потребителю, провело несколько встреч с лидером ассоциации байкеров России - Хирургом. Уже эскизный проект нового мотоцикла был максимально приближен к пониманию байкеров о стиле русского чоппера. Дальнейшая работа по воплощению модели не оставила иллюзий о том, что просто модернизировать `Кобру` не удастся.


В конструкции нового мотоцикла `Волк` воплотились все те технические решения, которые хорошо зарекомендовали себя в предыдущих моделях: двигатель 750 куб. см, дисковые тормоза на оба колеса, увеличен угол наклона передней вилки, традиционные шариковые подшипники в рулевой колонке заменены на конические, установлены генератор повышенной мощности производства московского завода АТЭ-1, воздушный фильтр с бумажным фильтрующим элементом, стартерный электрозапуск, подвеска заднего колеса. Приборы контроля, расположенные на приборном щитке, стали более аскетичными. Дополнительные подножки для ног водителя в передней части рамы позволяют выбирать наиболее удобную посадку в зависимости от режима движения, к тому же на ней расположены дополнительные рычаги тормоза и переключения передач.


В 1992 г. завод стал акционерным обществом. А в начале 1998 года завод стал собственностью корпорации `Биопроцесс-НИПЕК`.


3

 Урал Волк >


  
 
 Copyright © RIN 2002-. * Обратная связь 
Как понять, ответственен ли мужчина? Как понять, ответственен ли мужчина?
Отношения мужчины и женщины - предмет внимания множества институтов, научных учреждений и различных организаций по всему миру
Как научить ребенка не гневаться Как научить ребенка не гневаться
Гнев - одна из самых разрушительных эмоций, которая приводит к тому, что мы совершаем поступки, о которых впоследствии очень сожалеем
Автомобили Расширенный поиск Контакт