Введение второго этапа либерализации ОСАГО позволит страховщикам продолжить снижение тарифов Обострившаяся конкуренция на рынке ОСАГО вынуждает страховщиков снижать тарифы, констатировало Национальное рейтинговое агентство. По мнению агентства, это усиливает давление на финансовый результат страховых компаний. Однако введение второго - законодательного - этапа либерализации тарифов поможет компаниям стабилизировать свои показатели и продолжить снижение тарифов, считают эксперты. Страховщики снижают тарифы ОСАГО, к этому их вынуждает обострившаяся конкуренция в сегменте, отмечает Национальное рейтинговое агентство (НРА) в аналитическом обзоре страхового рынка в 1 квартале 2019 года. Это подтверждается статистикой - за первые 5 месяцев 2019 года средняя стоимость полиса ОСАГО снизилась на 5,6%. Это произошло в результате первого этапа либерализации ОСАГО - расширения Центробанком диапазона ставок базового тарифа с 3432-4118 руб. до 2746-4942 руб. Конкуренция - позитивный для потребителей фактор, однако НРА отмечает, что снижение цен оказывает давление на финансовый результат страховщиков. Компаний с коэффициентом выплат более 77% (предусмотренное законом "нормальное" отношение выплат к премиям по ОСАГО) стало больше: в 2018 году таких компаний было 17, а в 1 квартале 2019 года - уже 33. У 23 из них выплаты превышают премии. Регионов с коэффициентом выплат больше 77% тоже стало больше: на конец 2018 года их было 22, по итогам 1 квартала 2019 года - 60, в 24 регионах выплаты превышают премии. Финансовое положение компаний, у которых доля ОСАГО в портфеле больше 50%, ухудшается, в основном это мелкие страховщики, которые могут быть вытеснены с рынка, опасается агентство. Уход с рынка небольших компаний может негативно отразиться на конкуренции, считает автоэксперт Игорь Моржаретто. По его мнению, чтобы страховщики могли и дальше снижать тарифы, необходима скорейшая реализация второго этапа либерализации ОСАГО - законодательные изменения расчета стоимости полиса, которые разрабатывает Минфин. "В результате реформы в цене ОСАГО будут учитываться индивидуальные характеристики водителя - страховщики смогут определять цену, основываясь не только на формальных тарифных факторах, но и в зависимости от стиля вождения человека, количества нарушений правил дорожного движения и так далее. А поскольку аккуратных водителей в России большинство - 80-85% - такая система даст возможность страховщикам без ущерба для своего финансового результата еще понизить цены на ОСАГО для подавляющей части автолюбителей", - говорит эксперт. Страховой рынок уже показал, что, несмотря на опасения ряда экспертов, может цивилизованно подходить к более свободным тарифам, считает юрист и автоэксперт Сергей Смирнов. "Нужны дальнейшие шаги по либерализации. Опыт нескольких кризисов в системе ОСАГО показал, что для того, чтобы система была стабильной, условия должны быть благоприятны для обеих сторон - и страховщиков, и потребителей. Либерализация даст страховщикам возможность сделать тариф более индивидуальным и справедливым. Что, в свою очередь, позволит компаниям продолжить снижение тарифа для добросовестных водителей", - говорит Сергей Смирнов. Законопроект Минфина предполагает внесение ряда изменений в расчет тарифа ОСАГО. Это позволит сделать тариф более индивидуальным - учитывающим особенности каждого конкретного водителя. С уважением, Пресс-служба Информационного проекта "ОСАГО: общественная экспертиза", E-mail: avto@dotserv.ru
яЕПЭЕГМШЕ ГМЮЙНЛЯРБЮ Б ХМРЕПМЕРЕ - ЩРН МЕ ЛХТ б ПСЯЯЙНЪГШВМНЛ ХМРЕПМЕРЕ ЕЯРЭ ЛМНФЕЯРБН ЯЮИРНБ ГМЮЙНЛЯРБ
вРН РЮЙНЕ ЮСРЯНПЯХМЦ хр-СЯКСЦ? мЮ ДЮММШИ ЛНЛЕМР БШЬЕОЕПЕВХЯКЕММШЕ ХР СЯКСЦХ ЛНЯЙБЮ Х ПЕЦХНМШ ЮЙРХБМН ХЯОНКЭГСЧР ЙЮЙ МЮХАНКЕЕ ЩТТЕЙРХБМШИ ХМЯРПСЛЕМР Б ПЮАНРЕ ЙНЛОЮМХХ