Как реформирование ОСАГО поможет повысить безопасность такси
Такси - сфера пассажирских перевозок, требующая особенно тщательного регулирования, и, вместе с тем, пока не отвечающая ожиданиям пассажиров. Современное такси не только не в состоянии обеспечить должный уровень безопасности дорожного движения, но даже наоборот создаёт большие риски как для пассажиров такси, так и для других его участников.
Однако такое положение дел никак не отражается на самих таксистах. Стоимость ОСАГО для них сегодня устанавливается в среднем такая же, как для обычных водителей. При этом, только учитывая частоту поездок, аварийность легкового такси намного выше - по статистике таксисты совершают аварии в среднем один раз в полтора года. Но сложилась парадоксальная ситуация, в которой при кратно больших рисках стоимость страховки для водителей такси ниже, чем для аккуратных водителей личных автомобилей.
<Простая математика. Если растянуть количество поездок таксистов на то количество времени, за которое их совершил бы обычный человек, аварийность была бы не больше, а возможно, и меньше, чем у других водителей. Но покуда таксисты ездят столько, сколько ездят, они наносят серьезный урон отрасли ежегодно - ведь стоимость полиса для них такая же, как и для всех>, - пояснил президент РСА Игорь Юргенс.
Таксисты - одна из категорий водителей, которым особенно необходима либерализация ОСАГО. Перераспределение стоимости полисов позволит сделать её справедливой для всех водителей, и обычные автомобилисты не будут вынуждены платить по счетам таксистов.
<Это будет честно по отношению к другим участникам дорожного движения, которые так часто в ДТП не попадают, а платят больше>, - подытожил Игорь Юргенс.
Однако реформировать такси необходимо с разных сторон. Одним только изменением стоимости ОСАГО проблему не решить. Безусловно, более справедливое тарифообразование будет стимулировать всех неаккуратных водителей, в том числе и водителей такси, к повышению качества вождения, соблюдению мер ПДД и снижению аварийности, однако здесь необходимы комплексные меры.
В целях повышения безопасности общественным советом Международного евразийского форума <ТАКСИ> был подготовлен пакет предложений. Эти меры отражают альтернативные точки зрения на регулирование такси в России в целях повышения безопасности, комфорта пассажиров и социальной защищенности водителей.
<По экспертным оценкам, в такси работают свыше 2,5 миллиона человек, каждый из которых ежедневно перевозит в среднем 15 пассажиров>, - сообщила председатель Комиссии ОП РФ по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей Елена Сутормина на прошедшем на этой неделе общественном обсуждении предложенных мер в Общественной палате РФ. При этом в Москве по данным Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы ежедневно перевозится 760 тысяч пассажиров, как отметил заместитель его директора Дмитрий Пронин.
Однако действующее нормативное регулирование в сфере такси не может обеспечить безопасности ни водителям, ни пассажирам, ни другим участникам дорожного движения, а новый законопроект, который сейчас рассматривает Комитет по транспорту Государственной Думы, никак этой проблемы не решает. Участники обсуждений настаивают, что в него должны быть внесены изменения, включающие возможности для совершенствования и цифровизации государственного регионального контроля, экономического регулирования и стимулирования бизнеса такси, развития нормативно-правовой базы субъектов РФ в этой сфере.
В Общественной палате РФ звучали предложения экспертов отрасли по использованию телематических устройств как для учёта режима труда и отдыха водителя, так и для использования данного устройства при установлении стоимости ОСАГО, когда в ней будет учитываться фактический пробег и качество вождения конкретного водителя. Объединение страховой телематики с тахографом в одном устройстве поможет решить ряд проблем отрасли и повысить безопасность оказания услуги по легковой перевозке без повышения её стоимости для потребителя.
<Мы поддерживаем любую инициативу, направленную на снижение аварийности в сфере легкового такси и на увеличение безопасности и защищенности пассажиров. Мировая практика показывает, что этих целей можно достичь путем целенаправленного отбора лучших водителей, достойных работать в такси, чем и должно заняться государство>, - заявил лидер движения <Синие ведерки> Петр Шкуматов.
Подобный подход потребует переноса объекта разрешения на работу в такси с автомобиля на водителя и выставления специальных квалификационных требований к водителю легкового такси, что отвечает логике тех шагов по реформированию ОСАГО, которые сегодня предлагает Банк России и Министерство финансов.