Изготовитель: Автомобили Эттори Бугатти , Молсхейм, Франция. В конце двадцатых годов автомобили с компрессорами заняли ведущее место в гоночном автомобильном спорте. Ни одна из тех марок, что выиграли "Гран При", была ли это "Альфа Ромео", "Мазерати", "Делаж", "Талбот" или "
Бугатти", не появлялась на гонках без компрессорного двигателя.
Эттори Бугатти, который поначалу не желал признавать этого факта, еще в
1924 году, после успехов модели 35, заявлял, что его автомобилям не нужен компрессор для того, чтобы победить,- в
1926 году понял неизбежность повышения мощности двигателя посредством компрессора.
Автомобили
"Бугатти" продавались частным лицам в том же исполнении, что и модели, предназначенные для гонок. Так что компрессорный двигатель появился и в тех машинах, которые использовались в быту.
В
1930 году
"Бугатти" вышел на рынок с новым спортивным автомобилем, оснащенным компрессором. Это был тип
50.
Двигатель абсолютно новой конструкции впервые имел два кулачковых вала, расположенных в головке цилиндров. С диаметром 86 мм и ходом 107 мм, общий объем двигателя достигал 4972 см3. Двигатель с восемью цилиндрами имел лучше проработанную камеру сгорания, чем предыдущий двигатель того же объема, благодаря чему достигал мощности 166,5 кВт (225 л.с.) при 4000 об/мин. Для подготовки смеси употреблялись два карбюратора Шеблера. Наполнение осуществлялось компрессором "Руте". Трехступенчатая коробка передач была
частью жесткого заднего моста, снабженного четвертьэллип-тическими рессорами.
Механические тормоза действовали на все четыре колеса.
Бугатти не случайно выбрал колеса, отлитые из алюминиевого сплава в виде лопаток турбины. Такая конструкция обеспечивала охлаждение тормозных барабанов за счет собственной турбулентности вращающихся колес. Имея массу 1700 кг, "
Бугатти-50" развивал максимальную скорость
185 км/ч. В
1932 году появилась дорожная версия -
"50Т", с менее мощным двигателем - 147 кВт (200 л.с.) и большим осевым расстоянием - 3500 мм, вместо исходных 3100. Автомобиль достигал скорости в
175 км/ч. Особенностью этой туристско-спортивной машины, которая по сей день принадлежит к наиболее дорогим ветеранам, является великолепно решенный кузов "купе" с оригинальной постановкой лобового стекла.
Изображенная на рисунке модель - из коллекции Харраха в Неваде, США.
Всего в
1930-1934 годах было произведено лишь 100 экземпляров этой модели, которая уже носила на себе черты сильного влияния Жана
Бугатти - сына Патрона.