Автомобили Автоновости Автоновинки Автовыставки Организации и услуги Авторынок
Formula-1 Автоспорт Автоспорт в России
Автомир Мотошоу Краш-тесты Автоперсоны Торговые марки
Автохимия Автозвук Охранные системы Тюнинг Автомастер
Автосправка Автомобили и таможня Автолюбитель и право Автострахование Автокредит История автомобиля Советы автомобилисту
Тесты Автоледи Автоюмор Автообои для Desktop Книга Гиннесса Автопрогноз Автооткрытки Литература


Новости
Конструктор сайтов
Служба рассылки
Знаменитые автогонщики



Автомобили  / Автозвук / Устанавливаем аудиотехнику

Устанавливаем аудиотехнику

< MP3 - Много музыки из ничегоАвтозвук >

После взвешенного и осмысленного выбора аудиотехники ее надобно установить в автомобиль. Причем так, чтобы она не только стояла, но и играла в более-менее строгом соответствии со своими возможностями. Получение приличного звучания в автомобиле - процесс неоднозначный и загадочный, подобно превращению заурядной палисандровой чурки в акустическую гитару, когда Сидоров из Бибирево добивается волшебного звука, а Сидоров из Бирюлево, проделав вроде бы все то же самое, получает лишь неприятное "бздынь". То есть, выходя из магазина автоаудиотехники, вы держите в руках, можно сказать, заготовку с проводочками, кнопочками и не совсем понятными надписями. Другими словами, взвешенный и осмысленный выбор - еще не успех и даже не его гарантия.


Звук бывает разный. Тот, кто кухонную радиоточку слушает с той же степенью удовлетворенности, что и DTS (Digital Theater System), наверняка не пойдет в озвучивании автомобиля дальше канонического комплекта из кассетной магнитолы и двух-четырех динамиков. И вряд ли такой меломан отправится в профессиональную установочную студию. Вероятнее всего он обойдется своими силами или - в лучшем случае - услугами специалистов широкого профиля, совмещающих "врезку музыки" с нанесением антикора, установкой сигнализаций и профессиональным вытряхиванием пепельниц. В этом случае полезно знать следующее.


1. Динамические головки должны во всех случаях крепиться на металлические детали кузова, а не на пластиковые и тому подобные панели интерьера. Чем плотнее они "сидят", тем лучше воспроизводятся звуки низкочастотного диапазона - ударные, басы.


2. Акустические провода (от магнитолы к динамикам) крайне нежелательно наращивать. Лучше, если на всем отрезке провода нет ни одного стыка.


3. Декоративные решетки, продающиеся в комплекте с акустическими системами и использующиеся при установке последних в нештатные посадочные места, при нетщательном монтаже скорее всего будут источником дополнительных резонансов (призвуков). Желательно обойтись без этой красоты - например, обтянуть излучатель акустической тканью. Обтяжка задней полки сплошным куском акустически прозрачного карпета еще и спрячет динамики от шаловливых глаз "пионэров".


4. При установке компонентной акустики (два и более динамиков на один канал воспроизведения) высокочастотники следует расположить на уровне глаз (ушей) потенциальных слушателей с некоторым разворотом в их сторону. Дело в том, что чем выше рабочая частота динамика, тем уже диаграмма его направленности. К тому же с ростом частоты сигнала увеличивается так называемая локализация звука (стереоэффект проявляется в основном на средних и высоких частотах, поэтому сабвуфер можно даже в багажнике пристроить). Где бухает низкочастотник - в ногах или на потолке - в принципе, все равно, а вот СЧ/ВЧ-полосы каждого из каналов должны попадать прямо в уши.


5. Непременно соблюдайте полярность подключения динамиков. Это несложно, если использовать специально промаркированный по всей длине акустический кабель (на рынках - от 8 рублей за метр). Несоблюдение полярности подключения (расфазировка) аукнется смазыванием стереоэффекта и существенным искажением музыкальной картины. Однако переполюсовка пищалок может быть полезной - в случае их высокого расположения в салоне и "отрыва" от НЧ-излучателя на расстояние более 1,2 метра. Смена полярности подключения ВЧ-головок компенсирует последствия "отрыва" - образование своего рода акустической "дыры" прямо перед слушателем.


6. Крайне желательно дополнительное демпфирование мест вокруг установки динамиков, накладок на двери, задних полок и т.п. Сейчас полно довольно дешевых отечественных шумоизолирующих материалов ("Стандартпласт", Noise Buster и т.д.) на полимерной основе, дополнительные 300-400 рублей голодный обморок не спровоцируют, а звук улучшат ощутимо. В конце концов, можно купить два-три тонких туристских коврика из пенополиэтилена и, разрезав их на полосы, заделать основные акустические бреши (речь об отечественных автомобилях). Сэкономите рублей сто.

Итак, шесть правил позволят извлечь из нашей "музыкальной чурки" более-менее членораздельный звук. И если владелец устанавливает акустику все-таки не сам, у него появляются основания что-то покритиковать, основываясь на вышеперечисленных моментах.


Указанный минимум звуковоспроизводящих элементов - магнитола плюс два-четыре динамика - принято называть базовым. С него начинают практически все, им же многие и заканчивают, разве что изредка меняя потом головное устройство на более современное. Но истинные энтузиасты автомобильного звуковоспроизведения пойдут дальше - остановить их могут только финансовые соображения. И если базовый уровень уже не соответствует вашему представлению о прекрасном, то следующие шаги будут выглядеть приблизительно так.


1. Радикально улучшить звучание базового комплекта можно введением в схему четырехканального усилителя (от $150 без установки). Даже самые простые автомобильные УНЧ (усилители низкой частоты) оснащены фильтрами ВЧ-НЧ, что позволяет подключать субнизкочастотный динамик (сабвуфер). В базовой акустической схеме, где "на фронт" играют 10-13-сантиметровые коаксиалы, а "тыл" обслуживается "лопухами" (двух-трехполосные овалы 6х9 дюймов), обязательно наблюдается недостаток "басов". Так вот, наиболее разумно два из четырех каналов УНЧ нагружать на задние динамики через фильтр, отсеивающий частоты выше 130-150 Гц. А с "фронта", напротив, лучше убрать низкочастотные составляющие - все равно коаксиалы указанного диаметра частоты ниже 130 Гц практически не воспроизводят. Таким образом на задней полке появляются эрзац-сабвуферы ("лопухи" с этой ролью справляются вполне достойно), а все, что "строит" звуковую сцену, остается перед слушателями.


Кстати, если имеющаяся магнитола не оснащена линейными выходами для подключения УНЧ, то нужно либо приобрести усилитель со входами высокого уровня, либо отдать магнитолу на час знакомому радиолюбителю - рублей за 200 он организует вам выходы в любом количестве.


2. Далее следует подарить магнитолу племяннику, а на ее место купить CD-ресивер. Пусть плохонький, без УКВ, RDS, D-bass и прочих наворотов. Но играть диск будет лучше кассеты. Если магнитола имеет функцию управления CD-чейнджером, то ее можно не дарить, а прикупить этот самый чейнджер, но только соответствующей фирмы (к сожалению, в этой области не наблюдается унификации, и магнитолы и чейнджеры от разных производителей вместе не работают). Эффект тот же, плюс удобство многозарядности, минус неудобство смены содержимого "магазина" (чейнджеру, как правило, место находится лишь в багажнике).


3. Теперь пора думать о настоящем сабвуфере. На первых порах можно обойтись аппаратом в готовом корпусе, даже можно найти со встроенным усилителем. Но если заглянуть в чуть более отдаленное будущее, окажется целесообразным сразу потратиться на изготовление индивидуального ящика.


Приблизительно на этом этапе заканчивается принципиальная возможность что-то ваять своими руками. И дело даже не в руках - здесь уже требуется опыт, специальные знания, полученные исключительно эмпирическим путем. Можно быть семи пядей во лбу, не вылезать из справочников и специализированных журналов - все равно нет особого смысла что-то делать самому. Выйдет и дольше, и дороже.


Stock и Custom. Два стиля, две идеи

В автозвуковой среде сложилась своя, цеховая терминология, малопонятная дилетанту, но безусловная для любого профи. Основные "словечки" пришли с Запада, где автозвук вообще и автозвуковой спорт в частности имеют более чем пятнадцатилетнюю историю. Например, любые установочные работы вплоть до банальной "врезки" магнитолы в торпедо надлежит именовать "инсталляцией", а установщик, таким образом, превращается в "инсталлятора", или, на худой конец, "мастера". "Мастера" любят пересыпать свою лексику сугубо специальными определениями - типа "макродинамика", "глубина сцены", "резонансный пик салона автомобиля", "коэффициент стоячей волны"... Объяснения по каждому пункту займут слишком много места. Но не стоит считать, что таким образом "мастера" только лишь набивают себе цену, давая понять, сколь сложна их работа.

Работа действительно не из простых, а нарочитая терминологическая изысканность в общении с клиентом скорее показатель "зацикленности" на своем деле, чем демонстрация крутости. Они, инсталляторы, порой искренне недоумевают: почему простой человек их не понимает?


Так вот, согласно устоявшейся классификации, все серьезные аудиоинсталляции делятся на две категории - Stock и Custom.


"Стоковыми" называются работы с минимальным вмешательством в архитектуру салона. Для акустики используют, как правило, штатные места или камуфлируют ее до полной незаметности. Никаких выпячиваний и демонстраций! Усилители, чейнджер, процессор - с глаз долой, в багажник, под сиденья, под обивку. Скрытность - главный козырь после качества звучания. Большинство россиян, незнакомых с возможностями современного тюнинга, относятся к автомобилю трепетно, а мыслят консервативно, и на "стоковые" установки приходится подавляющая часть заказов.


Custom, напротив, суть работа на внешнюю привлекательность. Это направление рождено автозвуковыми соревнованиями, где оценивается не только сам звук, но и качество установки техники. Достигнув определенного совершенства в звучании, спортсмены-инсталляторы в какой-то момент начали соревноваться в рукоделии - в оформлении того, что установлено. И достигли на этом поприще не меньших высот. "Кастом" предполагает, что все будет сделано ярко, демонстративно, вызывающе. Антураж здесь соперничает со звуком и порой его превосходит. "Кастомщики" могут переделать автомобильный интерьер так радикально, что заказчик его и не узнает.


В прошлом номере мы дали некоторые рекомендации, касающиеся достаточно банальных установок типа "магнитола - четыре динамика". Теперь речь пойдет о серьезных работах, к коим применимы и термин "инсталляция", и деление на категории Stock и Custom. Поэтому, если жизнь, положение в обществе и любовь к прекрасному все-таки подтолкнули вас к идее поставить в машину серьезную музыку, нужно быть готовым к вопросу: вам Stock или Custom?


Ответ зависит от: а) финансовых возможностей клиента; б) его информированности о современных тенденциях в тюнинге интерьера; в) степени стремления к эксклюзиву - не только акустическому, но и визуальному; г) наличия достаточного опыта (дизайнерского и ремесленного) у установочной фирмы; д) степени доверия клиента к установщику.


Custom выглядит, конечно, интереснее, чем Stock, но и деньги здесь понадобятся другие. Как-никак hand-made. Все, что делается вручную и хорошо, стоит дорого. О том, во что могут превратить автомобиль в серьезной фирме, можно составить представление из специализированных журналов, посвященных автомобильному звуку. С их помощью нетрудно проследить и обобщить чужой опыт, чтобы на его основе впоследствии приобрести собственный. Ведь в этих изданиях описываются, помимо прочего, реальные клиентские автомобили, сделанные не для выставок и презентаций, а для повседневного использования. Вкратце же можно сказать вот что:


  • "Писком" последнего времени являются металлические хромированные окантовки панелей отделки салона. Эта технология была предложена фирмой "АМ-Стиль" на феерическом концепте на базе Peugeot-406 Coupe, где из металла были отлиты более трех десятков деталей, включая заново сделанную панель CD-ресивера Clarion. Выглядит необычно, захватывающе и в некотором смысле возбуждающе, правда, добавляет к собственной массе автомобиля не один десяток килограммов. Эту технологию впоследствии перенял ряд московских студий, и теперь она доступна многим заказчикам.


  • Кожаные салоны не выйдут из моды никогда. Но кожа коже рознь. То, что могут делать из этого материала "Лика-Дизайн", Vox Celesta, Alarm-Service-Bravus, SV-ART, недостижимо для "мастеров конвейерной обшивки". Зарубежные же портные (в том числе в Aston Martin Lagonda, Karat, Irmsher, TVR и AMG) ограничены достаточно строгими рамками общей концепции фирмы, дизайнерских шаблонов, технологических наработок. А в России мало того, что стоимость самой работы на пару порядков меньше, чем в Европе, так еще и ограничения отсутствуют в принципе. Рискнем сказать, что качество работы российских мастеров по автомобильной коже сейчас - лучшее в мире. Достаточно припомнить, например, желтый Porsche от "АвтоАудиоЦентра" на Горбушке, полностью стилизованный под ковбойский саквояж, - и данное утверждение не покажется чересчур смелым.

  • С деревом сейчас работают мало - не то, что три-четыре года назад. Только на первый взгляд древесина проста в обработке. Для украшения автомобиля это едва ли не самый сложный материал. Добиться того, чтобы деревянные изделия имели безупречные форму и поверхность, крайне сложно. К тому же надо умудриться соблюсти вкус, вписывая изначально чужеродное дерево в стилистику автомобиля. Но опыт таких фирм, как "Лика-Дизайн", SV-ART, "Вист Авто Центр", убеждает: более "теплого" и изысканного отделочного материала не существует.


    Каждая уважающая себя установочная контора имеет что-то вроде портфолио, где собраны все ее удачные работы. Полистав эти фотоальбомы и выслушав неизбежные комментарии, есть шанс понять, с какими материалами здесь предпочитают работать; насколько гармонично полученное сочетание привнесенных элементов и изначальной архитектуры интерьера и насколько был логичен с точки зрения вкуса сам тюнинг; использовались ли те или иные изменения в интерьере как оформление аудиоинсталляции или они самодостаточны; сколько человек в совокупности выполняют один заказ и имеется ли в штате фирмы профессиональный дизайнер по интерьерам.


    Если звучание будущей аудиоустановки можно с тем или иным успехом смоделировать на стенде, то технологии оформления салона придется, вероятнее всего, выбирать по фотографиям. Но они не дают объективной художественной картинки (влияет все: качество снимка, ракурс, план), к тому же неизвестно, как это все будет смотреться в другом автомобиле. Приходится доверять профессионалам.


    Лучше, если заказчик высказывает специалистам лишь общие пожелания и старается вместо конкретных рекомендаций дать информацию о своих эстетических предпочтениях. Нормальный профессионал, даже обладая принципиально иным вкусом, постарается максимально понять клиента, прочувствовать его. И великолепно, если работа начинается с эскизов на бумаге, на которых заказчик ставит свою подпись. Подписал - значит, согласен. Остальное - дело техники и мастерства. И претензии можно будет подкрепить не только эмоционально, но и документально.


    "Скрытая" установка

    Напомним, что главным условием "стоковой" инсталляции является минимальное вмешательство в интерьер. Можно как угодно изменять то, что находится под декором, но на дизайне салона эти изменения отражаться не должны.


    Между тем для достижения хорошего звучания переделки, в том числе затрагивающие отделку салона, просто необходимы. Нужен компромисс, и именно здесь проявляется то, что называется профессионализмом установщиков.


    Любая автомобильная музыка начинается с головного устройства - источника сигнала. Это магнитола, MD- или CD-ресивер, а также, возможно, состыкованный с ним MD- или CD-чейнджер. С источником все понятно - его никто никуда не прячет, и под него во всех автомобилях отведена специальная ниша в приборной панели. А вот установка чейнджера уже требует определенного компромисса.


    Смонтировав его в багажнике, мы получим высокую степень скрытности (главное условие, вроде бы), но ей будет сопутствовать неудобство перезарядки "магазина". Особо ласковыми словами пользователь будет поминать установщика в проливной дождь, на морозе и в других подобных случаях, когда желание заменить диски в чейнджере будет бороться с отвращением к погодным условиям. А также - к доверху забитому поклажей багажнику.


    Альтернативой может служить установка чейнджера в пределах пространства салона - в перчаточном ящике, центральных подлокотниках или же под передними сиденьями. Таким образом обеспечивается одновременно и скрытность, и удобство. Горячие поклонники комфорта спрашивают: почему нельзя вмонтировать чейнджер непосредственно в приборную панель, близ магнитолы, особенно если там имеется свободное место? Ну, во-первых, со скрытностью в этом случае придется распрощаться (как и, возможно, с самим чейнджером, не имеющим "магнитольного" средства защиты в виде съемной панели), а, во-вторых, внешняя эстетика многозарядных чейнджеров, как правило, никак не сочетается с дизайном приборных панелей - такой аппарат будет смотреться раздражающим бельмом.

    Выходом из положения могут стать чейнджеры, специально сконструированные для открытой установки в панель и имеющие стандартный "магнитольный" размер 1 DIN. Но! Модели таких устройств можно перечислить по пальцам одной руки (Nacamichi, Blaupunkt, Eclipse, Alpine, Rockford Fosgate), стоят они черти-каких денег и отнюдь не все обладают съемными панелями. Хотя, конечно, это круто - чейнджер рядом с магнитолой.


    У профессионалов, работающих в установочном бизнесе много лет и имевших дело с десятками автомобилей, уже есть определенные, что называется, наработки по установке чейнджеров. Например, в культовом Mercedes G-Class идеальным считается место под водительским сиденьем (иные умудряются запихнуть туда даже корпусной сабвуфер!), "бардачок" Mercedes S-класса столь глубок, что и пару аппаратов вместит, а вот в больших американских внедорожниках типа Navigator или Tahoe просто напрашивается установка чейнджера в переднем подлокотнике, причем можно и поперек: места там - с запасом.

  •  1  2 
    < MP3 - Много музыки из ничегоАвтозвук >
    Ссылки по теме Устанавливаем аудиотехнику:
  • Устанавливаем аудиотехнику


  •   
     
     Copyright © RIN 2002-. * Обратная связь 
    23 февраля в Touche&apos wine bar &kitchen.
    Праздничные дни всегда приятно проводить со своими друзьями особенно в месте, которое создано для веселых компаний - Touche` wine bar&kitchen
    Свойства кевлара
    KEVLAR (Кевлар) является одним из наиболее интересных материалов на вооружение армией многих государств мира и стран
    Автомобили Расширенный поиск Контакт