Если отойти от машины подальше (по ходу движения), обернуться и посмотреть на передние колеса, то те из вас, у кого `глаз-алмаз` смогут увидеть, что колеса стоят на дороге не перпендикулярно ей и не параллельно друг другу (рис.44). Они как бы `развалились` в стороны от вертикальной оси, а траектории их движения `сходятся` в перспективе, то есть они смотрят чуть-чуть друг на друга. Ну, так это и есть углы установки передних колес, что в обиходе называется `развал` колес и их `сход` (схождение).
Углы установки передних колес автомобиля
а) схождение (вид сверху)
б) развал (вид спереди)
в) продольный наклон поворотной оси (кулака) Это были углы, видимые острым глазом. Но есть еще и невидимые: продольный и поперечный углы наклона оси поворотной стойки (кулака) подвески колес, углы одновременного поворота правого и левого колес автомобиля. Невидимые углы устанавливаются на заводе-изготовителе автомобиля и, как правило, не требуют вмешательства со стороны водителя на протяжении всего срока службы машины.
Ну, а `развал` колес и их `схождение` обеспечивается и регулируется с помощью специально предназначенных для этого шайб в подвеске передних колес и за счет укорачивания или удлинения боковых тяг в рулевом приводе.
Все эти углы вместе взятые обеспечивают:
устойчивое прямолинейное движение автомобиля,
уменьшение усилия, прикладываемого к рулевому колесу на повороте,
качение передних колес на повороте, без проскальзывания,
самовозврат передних колес в прямолинейное положение по окончании поворота,
смягчение ударов по подвеске колес от неровностей дороги,
снятие излишних нагрузок с наиболее ответственных деталей и подшипников.
Углы эти есть, их необходимо поддерживать в пределах рекомендаций завода-изготовителя вашего автомобиля и пользоваться тем, что эти углы дают лично вам.
Тем из вас, кто уже водит автомобиль, пусть даже он пока учебный, не мешает знать и использовать на практике одно из перечисленных свойств правильно установленных передних колесах. После поворота они сами хотят вернуться в исходное положение (для движения прямо) и не стоит им мешать в этом благом намерении. Вам остается лишь слегка придерживать рулевое колесо и оно, скользя в ваших руках, самостоятельно найдет свое среднее положение. Ну, а если честно, то рулю в последний момент все-таки надо немного помочь, так как скорость его возврата, при приближении к исходному положению, заметно снижается. Поэтому сначала руль активно скользит в руках, а потом водитель лишь слегка его доворачивает.
В.А.Молоков, С.Ф.Зеленин