Автомобили Автоновости Автоновинки Автовыставки Организации и услуги Авторынок
Formula-1 Автоспорт Автоспорт в России
Автомир Мотошоу Краш-тесты Автоперсоны Торговые марки
Автохимия Автозвук Охранные системы Тюнинг Автомастер
Автосправка Автомобили и таможня Автолюбитель и право Автострахование Автокредит История автомобиля Советы автомобилисту
Тесты Автоледи Автоюмор Автообои для Desktop Книга Гиннесса Автопрогноз Автооткрытки Литература


Новости
Конструктор сайтов
Служба рассылки
Знаменитые автогонщики



Автомобили  / История автомобиля  / История некоторых иномарок / Willys

Willys

< AM General 

Willys как автомобильная фирма всегда была мало известна в России. Для нас "Виллис" - это только армейский вездеход военного времени, который поставлялся в СССР по ленд-лизу с 1942 года, и родоначальник семейства джипов.

Справедливости ради надо отметить, что и для всего автомобильного мира Willys отождествляется тоже прежде всего с джипом. И хотя фирма Willys выпускала множество других автомобилей, памятником ей навсегда останется один единственный военный вездеходик.

Судьба фирмы оказалась трудной и многострадальной, можно даже сказать, она была неблагодарной. Willys никогда не входила в ряд самых крупных, известных и преуспевающих автомобильных компаний Америки. Ее постоянно раздирали реорганизации, технические метания и финансовые трудности.

Если компания Studebaker ловко использовала выгоды от военных заказов и в середине сороковых годов стала одной из самых преуспевающих американских компаний, то Willys, выполнявшая тогда же не менее крупные и выгодные заказы, так и не смогла потом возвыситься над своим традиционно третьестепенным уровнем. А потом вообще затерялась в тонких хитросплетениях американского бизнеса...




Начало




Фирма Willys берет свое начало от небольшой компании Standard Wheel из местечка ТеррОт (Terre Haute) в штате Индиана, основанной в 1903 году. Она выпускала сначала велосипеды, а потом расширила сферу деятельности за счет легких автомобилей с одноцилиндровыми моторчиками в 8 л.с. переднего расположения, с рычагом управления вместо обычного круглого руля и массивными губчатыми шинами.







Компания просуществовала два года и в 1905 году переехала в Индианаполис, став называться Overland Automotive Company. Ее продукция усовершенствовалась, хотя это по-прежнему были легкие двухместные открытые машинки модели 22 с двухцилиндровыми моторами объемом 1,3 л. и мощностью 8 л.с., с карданным приводом на задние колеса и уже нормальным рулем.
И эта небольшая фирма продержалась всего два года. Крупные финансовые трудности привели Overland на грань краха.

Все бы на том и кончилось, если бы не помощь автомобильного торговца и мецената Джона Норта Виллиса (John North Willys) из Эльмиры. Вложив в фирму кругленькую сумму, он стал ее владельцем и дал ей свое имя. Для производства автомобилей фирма приобрела цеха разорившейся фирмы Pope-Toledo и переехала в Толедо, штат Огайо.




Гонка за лидером




Почему-то имя Виллиса не привилось поначалу, и в 1912 году фирма получает название Willys-Overland Company. В 1912-1913 годах Willys выпускает несколько удачных машин Overland с двигателем объемом 3,2 л, с зажиганием от магнето с двух- и трехступенчатыми коробками передач (модели 58 и 59).

В 1914 году новый Overland 79 с четырехлитровым мотором впервые входит в группу американских автомобилей, имеющих самый высокий спрос. В том же году компания продала 80 тысяч своих машин, что стало высшим достижением в те годы.

Теперь Willys смогла позволить себе присоединить небольшую автомобильную фирму Edwards Knight. Та за два года своего существования уже сумела разработать и выпустить большую легковую машину с 4,5-литровым мотором Knight в 25 сил и четырехступенчатой коробкой передач. Она-то и превратилась в 1914 году в Willys-Knight и расширила выпускаемую гамму машин, которые делали пока на другой фирме - Harford, собиравшей легковые машины и для компании Studebaker.



Вскоре к первой модели Willys-Knight добавилась еще одна - с шестицилиндровым пятилитровым мотором.
Среди полутора сотен марок американских автомобилей, выпускавшихся в те годы, малоизвестная компания Willys-Knight держалась по сбыту на почетном 18-м месте. А в 1915 году в первый и последний раз Willys заняла второе место после Ford. Тогда, видимо, и была спета ее "лебединая песня".

В 1917 году в производственной программе появилась большая модель с восьмицилиндровым V-образным двигателем и базой более трех метров. Но компания взяла слишком круто. В то время спрос на большие автомобили упал. К 1919 году Willys собирает только одну четырехцилиндровую модель. Это не обескуражило фирму, и в 1920 году она создает в Англии свой филиал Willys-Overland Crossly, который собирает автомобили, оснащая их американскими двигателями в 2,4 л или местными Morris рабочим объемом 1,8 л.



Постепенно дела стабилизируются, и с выпуском в 1923 году нового автомобиля RedBird, модель 92, сбыт вновь поднимается до рекорда - 196 тысяч штук. Перекрыть его Виллису уже не удавалось никогда.

На крыльях небывалого успеха с 1925 года вновь начинается выпуск более мощных шестицилиндровых моделей (3,3-3,9 л, 60 л.с.), а в 1926 году появляется модель Whippet - наиболее удачная и популярная машина. Ее 2,2-литровый мотор до последних дней фирмы останется главным силовым агрегатом многих автомобилей. Одновременно расширяется гамма других машин.

Одна за другой в те годы появляются многочисленные модели: небольшой экономичный Willys-Knight 70 и 60-сильная модель 66, шикарный и элегантный Great Schico и самая мощная 87-сильная модель 66В. Тогда же "Виллис" присоединяет к себе мелкие фирмы Stearn-Knight и Falcon-Knight и некоторое время продолжает выпускать автомобили под этими марками. В двадцатые годы дела Willys идут неплохо, но фирме далеко до таких колоссов, как General Motors, Ford и Chrysler. Она входила в десятку ведущих автомобильных фирм Америки и находилась как бы в тени Studebaker.






Напомним, что лишь первые три-пять компаний определяли лицо американского автомобилестроения. Остальные же были "массовкой". Среди них - прочные, надежные и весьма традиционные Willys, никогда не выделявшиеся выдающимися техническими решениями. На такой продукции не очень-то мощной компании в большой степени сказывались перемены на рынке, финансовые неурядицы и, конечно же, экономический кризис конца двадцатых годов.

К началу тридцатых в гамме фирмы остается только несколько наиболее мощных моделей. Потом постепенно сокращается и их выпуск. Willys вновь на грани краха. В 1933 году в его программе остался единственный недорогой Willys 77 со слегка скругленными модными по тому времени формами. Эта модель так и осталась единственной опорой Willys вплоть до начала войны.

Впрочем, ее ежегодно модернизировали: кузов сделали более обтекаемым, установили синхронизированную коробку передач, главную гипоидную передачу, гидропривод всех тормозов. Все это было в духе времени, но нисколько его не обгоняло. Willys продолжал быть середняком в американской автомобильной иерархии.





В 1936 году после проведения очередной реорганизации компания получает новое имя - Willys-Overland Motors Inc.
В 1939 году, отдавая дань моде, появился Willys Americar, который, по сути, остался 77-й моделью с новым обтекаемым кузовом, с фарами, утопленными в передние крылья, и очень скромной решеткой радиатора.

Увы, родился он слишком поздно: с началом войны производство легковых автомобилей в США было прекращено, и фирма переориентировалась на продукцию, более важную для армии и флота. Americar переделали в пикап Willys 442 и выпускали его в 1942-1947 годах. Одновременно с 1941 года наладили производство легкого фургона Willys 441 с кабиной над двигателем мощностью 48 л.с.
Однако, хотя война и помешала производству обтекаемой легковой модели, именно военному заказу Willys обязан своей мировой известностью. И именно модель военного времени - армейский джип - позволяет причислить Willys к числу великих автомобильных компаний.




Легендарный джип




Необходимость в разведывательном вездеходе американская армия ощущала уже давно, и эта необходимость еще более усилилась с началом Второй Мировой войны. Почувствовав это, ряд компаний предложил свои варианты такого автомобиля, однако все они не устраивали военных. Наконец, 27 мая 1940 года командование американской армии сформулировало свои требования к будущему вездеходу, которые выглядели примерно так:



· Максимальная скорость: 55 миль/ч (88 км/ч)

· Скорость на бездорожье: 5 миль/ч (8 км/ч)

· Глубина преодолеваемого брода: 18 дюймов (29 см) при скорости 3 миль/ч (5 км/ч)

· Угол въезда: 45 градусов

· Угол съезда: 35 градусов

· Привод на четыре колеса

· Сухая масса: 1300 фунтов (585 кг)

· Грузоподъемность: 600 фунтов (270 кг)

· Колесная база: 80 дюймов (2032 мм)

· Колея: 47 дюймов (1194 мм)

· Дорожный просвет: 6.3 дюйма (160 мм)




Предложение на участие в конкурсе по созданию автомобиля получили 135 американских фирм, но только небольшой компании Bantam удалось выполнить большинство требований проекта. Первый вариант автомобиля был представлен 23 сентября 1940 года и, несмотря на то, что был почти на 330 кг. тяжелее, получил одобрение, а фирма - заказ на 70 автомобилей.

Willys также разработала свой вариант вездехода, в котором были учтены наработки фирмы Bantam. Он был представлен военным 11 ноября 1940 года, а 23 ноября свой вариант показал и Ford. Все три автомобиля были признаны как удовлетворяющие требованиям, и каждая из фирм получила заказ на 1500 автомобилей, поставки которых начались в начале 1941 года. Они назывались, соответственно, Willys MA, Bantam 40 BRC и Ford GP.






В июле 1941 года правительство США решило оставить на вооружении только одну модель автомобиля. Выбор пал на Willys MA как на лучший из трех, но и его подвергли изменениям, учитывая результаты испытаний и необходимость унификации между разными фирмами. С 1942 года массовое производство автомобилей началось под маркой Willys MB и Ford GPW.

Автомобили двух фирм были практически неотличимы друг от друга. На них стоял стандартный мотор от Willys 77 и трехступенчатая коробка передач. Вездеход вмещал четырех человек, весил чуть более тонны и развивал скорость до 105 км/ч. Всего в те годы Willys выпустил более 360 тыс. джипов, большая часть из которых поступила на вооружение Красной армии.

Ford сделал чуть меньше - около 270 тыс. машин, а Bantam произвел около тысячи единиц своей первоначальной модели 40 BRC.



Тогда же, во время войны, и появилось словечко jeep ("джип") - по мотивам названия модели GPW. В США слово jeep (с маленькой буквы) до сих пор обозначает именно эту армейскую модель вездехода. Любопытно, что название модели фирмы Ford привело в дальнейшем к созданию компанией Willys торговой марки Jeep.






Армейский джип принес фирме Willys небывалый успех и всемирную известность. Поэтому во второй половине сороковых, да и в пятидесятые годы все разработки фирмы стали отголосками его огромной популярности. Как утопающий хватается за соломинку, так и Willys за свой джип. Спрос на полноприводную продукцию упал, но фирма, разогнавшись, уже не смогла остановиться. Не смогла она и создать что-то принципиально новое.
Ее многочисленные послевоенные грузопассажирские и прогулочные автомобили числились в гражданских потому, что не были окрашены в цвет "хаки". Практически тот же армейский джип производился как гражданский под индексом CJ (civilian jeep, гражданский джип). Сначала это была модель CJ2, потом CJ2A и CJ3A. Они отличались от исходного джипа незначительными деталями вроде фар увеличенного размера с хромированным ободком или подштамповкой с названием фирмы на задке. Некоторые версии даже лишились привода на передние колеса.



Модели Station Wagon и Jeepster внешне продолжали напоминать армейские варианты, хотя и имели чуть облагороженный кузов. Jeepster был, пожалуй, наиболее удачной попыткой приспособить военный вездеход к использованию в качестве прогулочной машины.

Трансмиссия и оформление передка были позаимствованы у модели Station Wagon, а задние крылья - у грузовых моделей Jeep. Последующие модели Station Wagon и Jeepster получили новый шестицилиндровый мотор (сначала 2,4 л и 73 л.с., а в 1950 году - 2,6 л и 75 л.с.).




Послевоенные годы






В начале, пятидесятых Willys совершил серьезную стратегическую ошибку. Грандиозный успех джипов вскружил фирме голову, и она пошла по самому легкому пути, создавая многочисленные гражданские варианты армейских моделей, интерес к которым из года в год таял.

Американский рынок, не познавший особых лишений войны, требовал не примитивно-простую утилитарную машину, а более комфортабельный легковой автомобиль. Пятиместный седан Willys Aero, выпущенный в 1951 году, не смог выполнить эту миссию и удовлетворить покупателя, избалованного красивой продукцией ведущих фирм Америки.

Уставший тягаться с ними Willys решил объединить усилия с другой небольшой, молодой, но очень активной компанией Kaiser Fraser, специализировавшейся на комфортабельных автомобилях высшего класса. Слияние произошло в апреле 1953 года. Точнее, Генри Кайзер (Henry J. Kaiser) приобрел все имущество компании Willys и фактически превратил ее в отделение компании Kaiser. Приобретенная фирма была названа Willys Motors, Inc.



Сначала это событие пошло на пользу обеим фирмам. Kaiser получил возможность на год продлить производство своей 140-сильной модели, а Willys с удовольствием воспользовался моторами Kaiser. Например, модель Station Wagon 685 оснащалась мотором Kaiser в 117 л.с.

На смену армейскому джипу моделей C2 и С3 пришли усовершенствованные модели C5 и С6, на базе которых сразу создали гражданские варианты. В 1954 году был открыт бразильский филиал Willys Overland do Brasil, который начал сборку все тех же джипов и некоторых моделей Kaiser.








Коммерческие манипуляции и реорганизации потребовали немалых затрат, но толку не дали. Положение Willys постепенно усложнилось. В 1955 году было прекращено производство серии Kaiser, с 1956 года - собственного Aero. Willys вновь остался наедине со своими джипами, продолжая делать вариации военной модели. В 1963 году название фирмы было изменено на Kaiser-Jeep Corporation, а все автомобили стали называться Jeep. Таким образом, марка Willys исчезла в Америке.

"Гнилое наследие" фирмы Willys отразилось и на компании Kaiser. В шестидесятые годы она продолжала выпускать полноприводные машины и даже разработала более комфортабельный грузопассажирский вездеход Wagoneer. Кроме того, Kaiser продолжала модернизировать линию Jeepster.


Модель Jeepster Commando была ответом на новый рынок полноприводных автомобилей для активного отдыха. Следуя заразительному примеру Willys новая модель была слеплена из двух уже существующих - Jeep CJ и Jeep Wagoneer - и позиционировалась на рынке как полноприводный семейный универсальный автомобиль.

Однако удержать собственную независимость компания Kaiser была уже не в состоянии. В 1970 году Kaiser-Jeep вошла в состав American Motors Corporation (AMC) и была переименована в Jeep Corporation.



 1  2 
< AM General 
Ссылки по теме Willys:
  • Willys


  •   
     
     Copyright © RIN 2002-. * Обратная связь 
    Знакомства через интернет
    Современный мир вносит свои нововведения и коррективы в наш мир
    Преимущества газовых погрузчиков
    Совсем недавно вилочные погрузчики были преимущественно дизельными
    Автомобили Расширенный поиск Контакт