В последнее время
автомобили Волжского завода комплектуются в основном
генераторами модели 37.3701.
Рассмотрим практические действия по отысканию неисправностей
генератора и их устранение.
Обычно неисправности работы
генератора заключаются в следующем:
Происходит постоянный разряд аккумуляторной батареи из-за полной не работоспособности
генератора.
При повышенном потребление электроэнергии, генератор не справляется с нагрузкой, напряжение бортовой сети становится ниже, чем 13 Вольт.
Генератор выдает большое напряжение (более чем 16 Вольт), что приводит к перезарядке аккумулятора (выкипанию электролита).
В первую очередь, при проверке зарядки, следует проверить напряжение на аккумуляторной батареи при оборотах двигателя около 2500 об. мин.
Если все нормально, то вольтметр
покажет напряжение в пределах 13.8-14.5 Вольт.
Если напряжение при проверке ниже чем 13 Вольт, то следует проверить генератор по следующей последовательности:
Проверить качество шин заземления силового агрегата и аккумуляторной батареи. Соединения аккумуляторной батареи и контакта "30"
генератора.
Если не горит контрольная лампочка "аккумулятор" и не работают приборы на щитке, проверить предохранитель номер 5, в блоке реле (для
ВАЗ-2108), или номер 10 для
ВАЗ-2105,07. Проверить напряжение на штекере "61", предварительно сняв его с
генератора при включенном зажигании там должно быть напряжение 12,5 Вольт. Проверить состояние дополнительных резисторов в блоке предохранителей (
ВАЗ-2108 два резистора по 100 Ом и 2 вт каждый) или в комбинации приборов (НИВА 21213).
Проверяют целостность обмотки якоря при помощи контрольной лампы и аккумулятора, предварительно сняв интегральный стабилизатор, чтобы облегчить доступ к кольцевым контактам якоря. Также, при помощи контрольной лампы, проверяют, нет ли замыкания обмотки якоря на корпус.
Приступают к проверке интегрального стабилизатора
генератора. Подсоединяют лампочку (12 Вольт 1-3 Вт.) к щеткам интегрального стабилизатора (клемма В, Ш.) Подводят напряжение 12 Вольт между корпусом (-) интегрального стабилизатора, и его отводом под контакт "30" и клеммой "В" (+). При это лампа должна загореться. При повышении напряжения более чем 15-16 Вольт на клемме "В", лампа должна погаснуть. Если этого не происходит, то следует заменить интегральный стабилизатор.
Для дальнейшей проверки необходимо снять генератор с автомобиля, и разобрать его.
При помощи контрольной лампы, проверяют все диоды
генератора. Шесть основных, и три вспомогательных. При этом следует заметить, что для простоты конструкции, одни из трех силовых диода имеют на своем корпусе анод, а другие три катод. Это следует учитывать при проверке диодного моста. Перед проверкой, необходимо отсоединить отводы статорной обмотки от диодного моста.
Проверяют визуально, а также при помощи контрольной лампы и аккумулятора, состояние обмотки статора. Они соединены между собой звездой, без образования средней точки.
При необходимости заменяют подшипники
генератора новыми.
Следует помнить, что контакты "К1" и "К2" показаны здесь условно, для простоты понимания схем. На реальном автомобиле вы их не найдете.
Контакт "К1" соединен с шиной (+) электропитания автомобиля. Контакт "К2" соединен с контрольной лампой "аккумулятор", на разных моделях
ВАЗ, эта схема подключения различна. Смотрите схемы подключения ниже.
Схема индикации работы
генератора для
ВАЗ-2105,07.
При проверке, следует уделить внимание состоянию ремня привода
генератора, наличие надежного соединения силовых проводов "масса" и плюсовой шины между аккумулятором и генератором. Проверить состояние щеток интегрального стабилизатора, состояние предохранителя номер десять в монтажном блоке. Качество контактов замка зажигания.>
Схема индикации работы
генератора для
ВАЗ-2108.
При проверке, следует уделить внимание состоянию ремня привода
генератора, наличие надежного соединения силовых проводов "масса" и плюсовой шины между аккумулятором и генератором. Проверить состояние щеток интегрального стабилизатора, состояние предохранителя номер пять в монтажном блоке. Качество контактов реле и замка зажигания.
Для определения степени разряжености аккумулятора, следует измерить автомобильным динсиметром плотность электролита. Если батарея разряжена более чем на 25% зимой и на 50% летом, то ее следует снять с автомобиля и подзаредить током равным 1/10 от емкости аккумулятора в течении десяти часов, до появления видемого закипания электролита.