Первые гонки на Большой Приз Австралии состоялись в 1928 году на трассе Филлип Айленд для автомобилей различных классов с гандикапом. Победителем состязаний стал капитан Артур Вэйт, выступавший на маленьком, 750-кубовом Austin Seven.
Соревнования на Большой Приз Австралии для машин Формулы-I были проведены впервые в 1980 году совместно с гонками автомобилей F5000 на трассе Кэльдер. Победу в них одержал Алан Джонс на Williams FW07-Ford.
В зачет чемпионатов мира Большой Приз Австралии был включен в 1985 году. До 1995 года (включительно) состязания на Большой Приз Австралии проводились на трассе Аделаида, с 1996 года - на трассе в Мельбурне, на территории Альберт-парка.
1.1. Adelaide Grand Prix CircuitТрасса расположена на восточной окраине Аделаиды, на территории Виктории-парка. Впервые розыгрыш этапа чемпионата мира в Аделаиде состоялся в 1985 году.
Трасса, частично проходящая по улицам города, состоит в плане из длинных прямых участков - таких как Dequetteville Terrace (или Brabham Straight) и Wakefield - чередующихся с медленными, 90- и 120-градусными поворотами. По мнению большинства пилотов, чтобы победить в Аделаиде, надо иметь автомобиль с исключительными по надежности тормозами.
Длина круга - 3780 метров.
Рекорд трассы - 1:15,381 = 180,52 км в час (Дэймон Хилл на Williams- FW 15C-Renault, 1993 год).
Максимальная средняя скорость, показанная победителем соревнований - 173,02 км в час (Айртон Сенна на McLaren MP4/8-Ford, 1993 год).
1.2. Melbourne Grand Prix CircuitТрасса, расположенная в юго-восточной части Мельбурна, на территории Альберт-парка, впервые стала местом розыгрыша Большого Приза Австралии в 1953 году для машин "Formula Libre" (победитель - Дуг Уайтфорд на Lago-Talbot T26C).
В 1994-1995 гг., после утверждения Мельбурна местом проведения этапа чемпионата мира 1996 года, трасса в Альберт-парке, несмотря на бурные протесты "зеленых", была коренным образом реконструирована. Она имеет 16 поворотов, носящих порядковые номера.
Трибуны болельщиков, расположенные между поворотами, названы именами гонщиков - чемпионов мира и двух австралийцев, которых мы упоминали выше - Артура Вэйта и Дуга Уайтфорда. Трасса - "быстроходная", средние скорости победителей превышают здесь 200-километровую отметку.
Длина круга:
в 1996 - 1997 гг. - 5269 м,
в 1998 г. - 5301 м.
Рекорд трассы - 1:30,585 = 210,71 км в час (Хайнц-Харальд Френтцен на Williams FW19-Renault, 1997 год).
Максимальная средняя скорость, показанная победителем соревнований, - 203,93 км в час (Дэвид Култхард на McLaren MP4/12-Mercedes, 1997 год).
Описание трассы.Первый после стартовой прямой поворот находится на территории города и называется Fangio Stand. Гонщики достигают его на скорости 290 км/ч, а потом резко снижают ее до 120 км/ч на входе в поворот Fangio Stand, который проходят на третьей передаче. На повороте Jones Stand включают 1-ю передачу и увеличивают скорость до 150 км/ч. На выходе скорость продолжает расти до 180 км/ч. А уже перед Chicane скорость достигает 280 км/ч, после чего скорость резко падает до 80 км/ч. Следующий вираж проходят на 3-й передаче со скоростью 125 км/ч. Поворот Whitford Stand гонщики берут на 170 км/ч, здесь возможны вылеты. Трасса, проходящая на территории парка, более медленная. Она трудна для управления болидом. Средняя скорость на этом участке - 105 км/ч. Поворот Marina Stand проходят на 4-й передаче на скорости 150 км/ч, а следующий за ним поворот Lauda Stand - в среднем со скоростью - 250 км/ч. В поворот Clark Stand входят на 195 км/ч, на выходе скорость - 150 км/ч. К одному из самых опасных поворотов трассы Waite Stand подъезжают на 4-й передаче со скоростью 180 км/ч. Вторую его часть проходят более медленно - 160 км/ч. Поворот Hill Stand очень труден: скорость c 250 км/ч резко увеличивается до 285 км/ч. Ascari Stand - 90 градусный поворот. Скорость внутри него 130 км/ч. Вираж Stewart Stand проходят со скоростью 170 км/ч. На повороте Prost Stand скорость с 215 км/ч снижается до 90 км/ч. Senna Stand - последний поворот перед финишной прямой. Его берут на скорости 160 км/ч.
Победители:Год | Трасса | Длина круга, м | Круги | Гонщик | Команда |
1985 | Аделаида | 3780 | 82 | К.Росберг | Williams |
1986 | Аделаида | 3780 | 82 | А.Прост | McLaren |
1987 | Аделаида | 3780 | 82 | Г.Бергер | Ferrari |
1988 | Аделаида | 3780 | 82 | А.Прост | McLaren |
1989 | Аделаида | 3780 | 70 | Т.Бутсен | Williams |
1990 | Аделаида | 3780 | 81 | Н.Пике | Benetton |
1991 | Аделаида | 3780 | 14 | А.Сенна | McLaren |
1992 | Аделаида | 3780 | 81 | Г.Бергер | McLaren |
1993 | Аделаида | 3780 | 79 | А.Сенна | McLaren |
1994 | Аделаида | 3780 | 81 | Н.Мэнселл | McLaren |
1995 | Аделаида | 3780 | 81 | Д.Хилл | Williams |
1996 | Альберт-Парк | 5302 | 58 | Д.Хилл | Williams |
1997 | Альберт-Парк | 5302 | 58 | Д.Култхард | McLaren |
1998 | Альберт-Парк | 5303 | 58 | М.Хаккинен | McLaren |
1999 | Альберт-Парк | 5303 | 57 | Э.Ирвайн | Ferrari |
2000 | Альберт-Парк | 5303 | 58 | М.Шумахер | Ferrari |
2001 | Альберт-Парк | 5303 | 58 | М.Шумахер | Ferrari |
2002 | Альберт-Парк | 5303 | 58 | М.Шумахер | Ferrari |