Представь себе, что ты ездишь на машине, которая сделана фирмой AMG специально для тебя! Нет, сынок, это фантастика? Читай статью:
AMG, как ты знаешь, официальный тюнер Mercedes-Benz. Примерно такой же, как Nismo для Nissan или Mugen для Honda. Официального тюнера Волжского Автозавода назвать несколько сложнее. Ввиду общего хаоса вокруг завода и классического российского 'умом не понять', тюнингованные машины с заводским индексом появлялись и появляются под самыми разными брендами: ОПП, 'Моторика', 'Супер-авто', 'Бронто' и т.д. Но все-таки 'ТоргМаш Моторспорт' больше остальных компаний заслуживает звания 'придворного тюнинг-ателье'. Виной тому и обширная спортивная программа фирмы, и широкая гамма мелкосерийных тюнинг-моделей.
И обычно компании, зарабатывающие деньги на 'тиражных' машинах, от эксклюзивных проектов отказываются. Тем удивительнее тот уникальный аппарат, который ты видишь на фото.
ТМС и AMG
Уфимский бизнесмен Виль - не новичок в дрэге. Последняя его машина - двухлитровый ВАЗ-2110, ехавший четверть мили 13.2 секунды с салоном и музыкой. Виль говорит, что пробовал строить машины во многих конторах и ТМС выбрал сознательно - там работают профессионалы высшего класса.
Почему 'торгмашевцы' согласились на постройку единичной машины - нам неизвестно. Виль говорит примерно так: 'Я думаю, AMG тоже сделают уникальную тачку, если им бабла предложить нормально'. Мы можем также предположить, что мастерам ТМС и самим было интересно решить настолько нетривиальную инженерную задачу.
Собственно, Виль задался целью построить очень быстрый дрэгстер. Конечно, на Урале и в Поволжье очень быстрых 'восьмерок' больше, чем страниц в нашем журнале. Но: машина Виля - не 'восьмерка'!
Формула 08
Концепция проекта просто уникальна. Технически он представляет собой болид Формулы 'Русь', накрытый кузовом ВАЗ-2108!
Осуществлено это было следующим образом. Болиды 'Руси' имеют в своей основе пространственную раму из труб, на которой стоят силовой агрегат (за гонщиком), трансмиссия, тормоза и подвеска - сверху все укрыто пластиковыми панелями. ВАЗ-2108 представляет собой несущий кузов с мотором спереди и передним приводом.
'ТМСовцы' взяли нижнюю часть формульного шасси, поставили на него ВАЗовский мотор, сохранили регулируемую подвеску и плоское днище. Сверху поставили облегченный кузов от 'зубила', лишенный несущей части. Получилась машина, у которой двигатель штатно расположен сзади, и привод штатно задний. Это первый плюс. Второй - подвеска на ШС, с возможностью многочисленных регулировок (в том числе с возможностью задрать клиренс до 30 см). Третий - плоское днище, идеальное с точки зрения аэродинамики. Наконец, несмотря на многослойное днище и большое количество сварки, машина получилась достаточно легкой - спасибо пластиковым кузовным элементам.
Наполнение
Если сращивать кузовную машину с гоночной формулой тольяттинцам прежде вряд ли приходилось, то тюнинговать вазовские моторы - их ежедневное занятие. Объем силового агрегата - 1.8 литра. 16 клапанов, атмосферник. 4 дросселя, 8 форсунок - 4 дополнительных на отдельной рейке перед дросселями. Кованые поршня с двумя кольцами, два топливных насоса. Большинство компонентов - например, дросселя - в 'Торгмаше' производят самостоятельно.
Выхлоп благодаря заднему расположению двигателя получился очень короткий - банка Remus стоит почти сразу после паука 4-2-1.
Настраивали мотор на ЭСУД 'Январь' 5.1. Широкофазные валы и высокий подъем клапанов - в результате холостые обороты мотора около 2000 об/мин, зато и крутиться он может до 9800 оборотов! Правда, отсечка поставлена на границе 8600 оборотов - потому что пик мощности приходится на значение 8400. А мощности здесь, на минуточку, почти 250 лошадиных сил! При этом, благодаря тому, что на ведущую ось на старте приходится больше половины веса машины, стартовать можно с 7000 оборотов. Впрочем это с главной парой 4.0. С ГП 4.5 стартовые обороты опустились до 5000 об/мин.
Коробка передач - прямозубый 'кулачок' с секвентальным переключением. Держит такая КПП до 25 кг момента - то есть работает почти на пределе. А ведь в планах Виля и компании - установка турбонаддува, 350 'лошадок' и 300+ ньютонов. Разработка новой коробки уже ведется. Предполагается, что она будет рассчитана на 35 кг МКМ, а кроме того, позволит менять ряды оперативно - без снятия корпуса с машины.
Сцепление - двухдисковая металлокерамика Sachs, привода - от 'Руси'.
Тормоза и трубы
Безопасность гонщика в российских дрэгстерах - больная тема. Аварии в дрэге крайне редки, потому большинство строителей машин думают о безопасности только тогда, когда этого требует регламент. В уфимском кентавре с безопасностью порядок - кроме достаточно жесткой формульной рамы здесь стоит развитый каркас безопасности. Разумеется, ковш и четырехточечные ремни в комплекте. Водитель отделен от мотора противопожарной перегородкой - почему-то мало на какой из среднемоторных машин применено это, в общем-то, очевидно обязательное решение.
Интересно устроена тормозная система - передние тормоза здесь меньше, чем задние! Предполагается, что большая часть веса приходится на задние колеса, а значит, тормозят в первую очередь именно они. На ведущей оси стоит комплект 'Прома спорт' под 17' колеса, на передней - 15'. Регулятор тормозных усилий Tilton настроен так, что задние тормоза схватывают заметно раньше передних.
Ездит машина на сликах 'Матадор' шириной 260 мм. Но на 'Кубке Москвы по дрэг рейсингу', где ты и мог видеть эту машину в действии, она ездила на дождевых колесах Goodyear F1 размерностью 245/45R17.
Обычно удачные быстрые машины становятся примером для подражания - проторенной тропой идти всегда легче. Эта машина - другой случай. Вряд ли кто-то отважится повторить такую сложнейшую работу. Не боясь ошибиться, скажем - заднемоторный проект ТМС останется полным эксклюзивом.
Спеки
- Кузов 2108 на шасси Формула 'Русь';
- пластиковые капот, третья дверь, правая дверь, крылья;
- плоское днище;
- двигатель ВАЗ-2112 в базе;
- объем 1.8;
- кованая поршневая, два кольца на поршне;
- четырехдроссельный впуск ТМС;
- 8 форсунок на двух рейках;
- два бензонасоса;
- 5-литровый алюминиевый бензобак;
- паук 4-2-1;
- глушитель Remus;
- ЭСУД 'Январь' 5.1;
- мощность 247 л.с. при 8400 об/мин;
- 745-я КПП, кулачковая, прямозубые шестерни, секвенталка;
- усиленный корпус ТМС;
- ГП 4.5;
- двухдисковая керамика Sachs;
- тормоза 'Прома Спорт' 17' сзади и 15' спереди;
- делитель тормозных усилий Tilton;
- диски Slik;
- резина Goodyear F1 245/45R17.
3