В силу ряда причин не все могут
или хотят купить новый
авто. Пожалуй, по своему размаху рынок подержанных
автомобилей перекроет весь остальной second hand вместе взятый. А раз уж мы обсудили покупку нового
автомобиля, то давайте
для полноты картины рассмотрим возможные варианты приобретения ненового `железного друга`.
Основная причина, заставляющая идти на такой шаг - желание иметь и нехватка средств на новый. Только одному не хватает средств на `Жигули`, второму - на новый `Мерседес`, а третий - не мыслит себя даже вдали от Японии без праворульной `Тайоты`.
С общим знаменателем к данному выбору подойти непросто, но каких-то критериев придерживаться необходимо. Основной, конечно, материальный.
`Карету мне, карету...`
Для самых дешевых - российских, то, что дешевле $1500 - это та самая
карета из `Золушки`. Вопрос только в том, через какое время после
покупки она превратится в тыкву. Мудрый Ганс-Христиан Андерсен даже овощ в сказке выбрал цвета ржавчины - наглядное пособие
для потомков. Исключение - `Ока`, пожалуй, один из самых дешевых в мире
авто (самодвижущийся четырехколесный брелок
для `Белаза`), даже при такой цене выглядящий молодцом. Классику `ВАЗа` покупайте от $2000: в этом диапазоне вполне реально найти что-то приличное, что не будет с первых дней знакомства постоянно капризничать и требовать денег чуть ли не за каждую поездку.
`Замахиваясь` на передний привод, рассчитывайте потратить от $ 3000 и выше, в этой же ценовой категории `Нива` и `Волга`. Собственно, это и все, что
можно брать из отечественных `бэушных` машин. Сорок первый `Москвич`, ввиду `кончины` завода и растущих цен на запчасти, не будет радостным приобретением даже за небольшие деньги. Несмотря на неплохие ходовые характеристики, удобный и практичный салон он так и остался хорошей конструкторской задумкой. Достаточно расшифровать аббревиатуру АЗЛК в народном исполнении -
автомобиль заранее лишенный качества. Ну, а ИЖ `всерьез и надолго` в нашем регионе пока не обосновался, чего не скажешь об иномарках.
Цена качества и комфорта
Если российские машины надоели
или личный статус призывает к престижу, то предварительно ответьте себе на вопрос: `Потянешь ли ты новые расходы`? Безусловно, почти все иномарки по комфорту и ходовым качествам намного лучше `наших`. Но и цены на запчасти и обслуживание отличаются. Вы готовы платить за пустячную деталь несколько сотен, а иногда и тысяч, рублей, холить и лелеять своего любимца в фирменном, а поэтому дорогом,
автосервисе? Если не очень, тогда придется мотаться по
автомобильным `моргам`, где местные `патологоанатомы` предложат лучшие донорские запчасти, извлеченные из погибших собратьев вашего заморского коня, а что еще ужаснее - так это пытаться втиснуть, к примеру, в `Ауди` шрус от `Москвича`
или волговский диск сцепления в `БМВ`. Это, конечно, крайности. Ресурс большинства зарубежных
авто довольно высок, но надо быть готовым ко всему.
Часть иномарок, такие как `Дэу`, `Шкода`, `Киа`, `Рено`, `Хюндай`, продавались новыми уже в России. Стоимость приличного подержанного
автомобиля такого класса от $4,5-5 тыс. Основу же рынка подержанных иномарок составляют пригнанные из-за границы уже в зрелом, либо предпенсионном возрасте изделия европейского
автопрома - `Фольксфаген`, `Опель`, `Форд`, `Ауди`, `БМВ` и, конечно, `Мерседес`. Если вы хотите по большей части наслаждаться поездками, а не заниматься вышеописанными действиями, то планка
для первых трех $6,5-7 тыс., а их более солидных коллег - $8-10 тыс. Эта же цена применима и к внедорожникам. Выбор иномарок гораздо шире, но из практических соображений лучше обратить внимание на наиболее распространенные модели: проблем с запчастями практически не будет и сервисная сеть развита достаточно (если вы, конечно, не `автогурман` и
автомобиль для вас не только средство передвижения в комфортных условиях, а нечто выходящее за эти рамки).
Где `пасутся железные кони`
Приобретение подержанного
авто - это почти всегда лотерея, и не всегда беспроигрышная. Идеальный вариант - покупка у друзей
или сослуживцев - не всегда осуществим.
Что касается иномарок, то лучше через знакомых обратиться к тому, кто занимается их перегоном. Плюсы - заказ модели, цвета, опций и минимальные шансы получить
автомобиль с темным прошлым. Минусы - как правило, частичная предоплата, ожидание и минимальная ценовая планка, от которой они работают: при желании вам и `Трабант` пригонят, но только за цену, от которой сами откажетесь. Такой способ обойдется дороже, чем покупка на рынке, но при удачном раскладе он того стоит.
Крупных рынков по продаже `забугорной` движимости в Москве два - выбор огромный, как и разброс цен. Весь товар вымыт, начищен и отполирован, так что косметические недостатки кузова можно будет увидеть только после одной-двух моек.
О `левой` растаможке
или о том, что машина попала сюда не попрощавшись с законным хозяином, покупатели узнают тоже обычно через какое-то время. А вот техсостояние можно проверить на месте, только услуга это не дешевая, поэтому сразу договоритесь с продавцом - кто будет оплачивать диагностику, если не, дай Бог, результаты косвенно укажут, что данный экземпляр прошлым летом пытался заплыть в подвалы Дрезденской галереи. Можно нарваться и на воскрешенные из комы руками литовских
автореаниматоров изделия, в документах которых не всегда будет указано их транзитное пребывание.
Большой выбор имеется в
автосалонах, которые специализируются именно на подержанных
авто. В них часто существует система `trade in`: при покупке нового у клиента в зачет оплаты принимают старый. В данном случае он теряет в цене.
Все
авто проверяются на угон, на иномарки могут предоставить акт криминалистического осмотра, да и диагностику понравившейся машины проведут, но это уже дополнительная услуга.
Один из самых распространенных способов - через объявления печатных изданиях в интернете. Но он требует времени на обзвон и поездки к месту осмотра. Поэтому при общении по телефону не лишним будет иметь перед собой перечень интересующих вас вопросов. Прежде всего узнайте - какой хозяин по счету с вами разговаривает, если машина их часто меняла
или это просто перекупщик, на этом разговор можно заканчивать. Расспросите о состоянии, мелких авариях, недостатках, которые устранялись. Если человек охотно и со знанием дела дает ответы, можно договориться о встрече. Тем же, кто уже в объявлении заявляет, например, что его `Волга` потребляет 7 л/100 км ввиду чудес, которые он сделал с системой подачи топлива, можно позвонить, разве чтобы поинтересоваться, на какой странице книги рекордов Гиннеса описывается его
автомобиль. Осторожно верьте и тем, кто утверждает, что перед продажей провел крупномасштабное ТО с устранением всех потенциальных поломок.
Эти важные мелочи
Решив
для себя что, как и где подумайте - с кем. Желательно взять с собой человека, знакомого на практике с вашим потенциальным выбором. Помимо того, что он профессионально проведет осмотр, он еще и сделает это с более холодной головой, если
автомобиль понравится, и вы, впав в эйфорию, будете мысленно уже в предстоящих поездках, а не станете проверять все ли шины одной марки, не велик ли свободный ход педали тормоза, четко ли включаются передачи, все ли в порядке с документами. Актуально это
для иномарок ПТС, которых выдавался таможней, особенно не Московской. Если хоть одна цифра не будет совпадать и глаз инспектора ГАИ это заметит, придется ехать исправлять. И хорошо, если куда-нибудь в Рязань, а не в Псков.
Главное же - кузов и двигатель. С них и начинайте. Лучше всего это делать ясным днем в сухую погоду. Царапины, вмятины, сколы, люфт в петлях дверей - повод не только к снижению цены, но и соответствию заявленного пробега (одометры перед продажей скручивают все, кому не лень). Также об этом соответствии подскажет поверхность руля. Если место, где должна находится левая рука уже отполировано - как правило, это минимум 50-60 т. км. А вот если те же двери плохо закрываются
или косо стоят в проеме, это может говорить о более серьезных вещах: неплохо убедиться и в соответствии года выпуска
авто и стекол в нем установленных.
Можно, конечно, прихватить собой детектор толщины металла, компрессометр, тестер системы впрыска и прочее переносное оборудование, и пока хозяин будет в шоке от увиденного, провести тотальную проверку.
На самом деле все зависит от стоимости
покупки.
Для наших достаточно любого сервиса, где имеется подъемник и пока слесарь проверит подвеску - вы осмотрите состояние днища и нет ли подтеков масла. Что до более дорогих иномарок - лучше провести более полную диагностику: в процентном соотношении ее стоимость от цены машины невелика, а найдутся изъяны - опять таки повод
для торга. Факт согласия продавца на такую проверку - уже хороший знак.
Если с
автосервисом не получается, то, например, о состоянии двигателя может рассказать выкрученная свеча зажигания - небольшой налет светло-коричневого цвета признак здоровья, если же таковой он только на конце электрода - проблемы не за горами.
Если на работающем двигателе открыть крышку маслозаливной горловины - выхлоп должен быть прозрачным. Обратите внимание на давление в масляной магистрали, если на приборной доске нет манометра, то на прогретом двигателе сигнализатор аварийного давления не должен даже подмаргивать. Стук клапанов говорит не столько о межсервисном пробеге, сколько об отношении владельца к своему
автомобилю. Старайтесь проверить все до мелочей, ведь именно они будут в последствии досаждать, а претензии предъявлять будет некому. Один из плюсов
покупки по объявлению - пробная поездка: если хозяин не позволит сесть за руль, то, даже находясь рядом можно уловить фальшивые нотки в работе узлов и агрегатов.
Самое главное - даже, если вам кажется что это идеальный
автомобиль, а таковые редко и с конвейера сходят, - торгуйтесь. Как-то мы продавали грузовик. Покупать приехала женщина - хозяйка небольшой фирмы с водителем. Машина была достаточно свежая, водителю понравилась, и он этого не скрывал. Повода
для торга, казалось бы, не было, но так считали только мы, наивные мужики, только в железках и понимающие. Как вы думаете, какую причину
для снижения цены выбрала эта дама? Ей показалось, что передние колеса немного приспущены. Причем скидку она требовала с таким напором и красноречием, что даже, когда ей было предложено накачать эти колеса здесь и сейчас, реакция ее на это предложение была схожей с реакцией голодной львицы, которой на обед вместо барана принесли кролика. Так что могу только повториться - женщина в плане
покупки совсем не слабое звено.