Автомобили Автоновости Автоновинки Автовыставки Организации и услуги Авторынок
Formula-1 Автоспорт Автоспорт в России
Автомир Мотошоу Краш-тесты Автоперсоны Торговые марки
Автохимия Автозвук Охранные системы Тюнинг Автомастер
Автосправка Автомобили и таможня Автолюбитель и право Автострахование Автокредит История автомобиля Советы автомобилисту
Тесты Автоледи Автоюмор Автообои для Desktop Книга Гиннесса Автопрогноз Автооткрытки Литература


Новости
Конструктор сайтов
Служба рассылки
Знаменитые автогонщики



Автомобили  / Автострахование  / Все об автостраховании / Сезон охоты за клиентом

Сезон охоты за клиентом

< Полис "Автокаско": дилемма выбораАктуальные вопросы >
Страхование автотранспорта - одно из наиболее динамично развивающихся видов страхования в нашей стране. Это утверждают ведущие эксперты, это же подтверждают и финансовые результаты деятельности ведущих российских компаний.

Неудивительно, ведь, по данным ГИБДД, в 1999 году зарегистрировано 160 тысяч ДТП, в которых погибли 30 тысяч и травмированы 182 тысячи человек. В среднем по России на каждые 10 тысяч транспортных средств приходится 51 ДТП, причем в крупных городах этот показатель почти вдвое выше.

Проблемы, возникающие после ДТП, автолюбители начинают решать с помощью страховых полисов. Но вот готовы ли страховщики к бурному росту спроса на свои услуги, который предполагает наличие широкой гаммы страховых продуктов для клиента с любыми запросами?

Тенденции и решения

Российских автомобилистов отличает от иностранных то, что финансовые возможности зачастую не позволяют им приобрести полный пакет услуг автомобильного страхования (угон транспортного средства, его повреждение, собственная ответственность перед третьими лицами и несчастные случаи, произошедшие во время ДТП) и они вынуждены выбирать, расставляя приоритеты.

Большинство россиян опасаются не столько травм или ремонта собственной машины, сколько необходимости ремонтировать чужой автомобиль, что может обойтись в копеечку или даже грозит утратой собственного имущества - в счет уплаты долга. Именно поэтому страхование гражданской ответственности на сегодняшний день является наиболее популярным (см. график 1) и составляет в автостраховании основу портфеля большинства российских страховщиков.

Еще одна тенденция, сохраняющаяся с прошлого года, - тяготение автовладельцев к комплексному страхованию. И это скорее объясняется не повышением страховой культуры населения, а существенными скидками, предоставляемыми страховыми компаниями в случае заключения комплексного договора страхования ("Автокаско" плюс гражданская ответственность).

Единственный вид страхования, входящий в развитых европейских странах в комплексный договор автострахования и полностью недооцененный у нас, - страхование на случай несчастного случая при ДТП. Как это ни странно, для российского водителя важнее быть уверенным, что найдутся деньги на качественный ремонт автомобиля, чем на получение квалифицированной, порой отнюдь не дешевой, медицинской помощи. Чем это объяснить? Видимо, застарелой привычкой наплевательски относиться к собственному здоровью, надеждой на бесплатное медицинское обслуживание и ограниченными финансовыми возможностями.

Наконец, широта охвата автолюбителей и жесткая конкуренция за каждого клиента поставили перед страховщиками непростую задачу удешевления полиса - ведь надо сделать это так, чтобы учесть интересы не только клиента, но и самой страховой компании. Вот несколько примеров. Все чаще продаются полисы с франшизой (то есть с частичным участием страхователя в возмещении собственного ущерба). Разработаны полисы "до первого страхового случая", полис выходного дня (действует с вечера пятницы до утра понедельника, а также в праздничные дни), сезонный полис (действует с апреля по октябрь), полис "народного страхования" (дешевый полис с небольшим лимитом ответственности).

Есть и противоположные ситуации, когда полис надо "удорожить", включив в пакет более широкий спектр услуг. В этом случае страховые компании, как правило, разрабатывают полисы для VIP-клиентов, где помимо стандартного набора предоставляются также услуги по диагностике машины, оформлению юридических документов, урегулированию любых вопросов с ГИБДД и т.д.

Таким образом, условия для максимально полной страховой защиты всех слоев населения российскими страховщиками созданы. Дело за малым - привлечь клиентов.

Технологии продаж

Создание системы продаж - важнейшая на сегодня задача, за решение которой взялись крупнейшие страховщики. Уже предпринимаются первые попытки построения комплексных систем (например, это делает группа "Ренессанс Страхование"), но все же абсолютное большинство договоров по-прежнему заключается через агентов. Исключительно большое внимание работе с агентами уделяют в компаниях "Спасские ворота", ВЕСтА и "РЕСО-Гарантия". На прямые продажи в офисах могут рассчитывать лишь такие широко известные компании, как "Ингосстрах" или РОСНО. ПСК и "Спасские ворота" привлекают клиентов благодаря массовой рекламной кампании. Менее "раскрученные" компании работают через автосалоны и автодилеров. Интересен опыт ивановской компании "НАСТА-Ростекс", которая эффективно продает полисы в РЭО ГИБДД в период регистрации транспортных средств.
Все большую роль на рынке начинают играть страховые брокеры. Их услугами пользуются в основном крупные отраслевые страховщики, не ориентированные на работу с физическими лицами. Наиболее заметны в автостраховании "Центр-Брокер", "АФМ: страховые консультанты и брокеры" и Русский брокерский центр. Преимуществом брокерской фирмы является не только то, что она подбирает клиенту страховую компанию, чьи условия наилучшим образом подходят для каждого конкретного случая, но и то, что она фактически является адвокатом страхователя при возникновении трений со страховщиком. Так, клиенты "Центр-Брокера" в этом году даже не заметили проблем в страховой компании "Континент-Полис": брокер выполнил обязательства недобросовестного страховщика. Своеобразными брокерами выступают на рынке и некоторые страховые компании, использующие для этого механизмы перестрахования. Например, Национальная страховая лига до 70% ответственности передает западной страховой компании Allianz AG.

Кто больше?

Бесспорным лидером в автостраховании по-прежнему является "Ингосстрах". В пятерку лидеров по показателю собранной премии помимо него входят "РЕСО-Гарантия", РОСНО, "Спасские ворота" и группа "Ренессанс Страхование". В страховании физических лиц сегодня лидируют Военно-страховая компания, "РЕСО-Гарантия" и "Ингосстрах". Наибольшая доля договоров с физическими лицами (более 90%) - в портфеле у ВСК. Такой охват обеспечивается за счет филиальной сети и успешного развития программы приграничного страхования, которую ВСК осуществляет уже три года. В соответствии с ней всем автомобилистам, пересекающим границы России со стороны стран СНГ, предлагается полный пакет доступных по цене страховых услуг.

На работу с физическими лицами традиционно ориентированы также большинство компаний системы "Росгосстрах" и страховая группа "НАСТА". Ставку на страхование физических лиц сделала не так давно вышедшая на рынок авто-страхования компания "МАКС". Успех подобной стратегии обеспечивается за счет наличия у компании широкой сети филиалов и представительств, а также ее широкой известности, достигнутой благодаря программам льготного страхования жилья и обязательного медицинского страхования. Еще одной страховой компанией, работающей исключительно с физическими лицами, является, как это ни странно, крупный кэптив - "ЮКОС-Гарант". Однако основную долю продаж эта компания осуществляет не за счет разработки массовых полисов автострахования, а распространяя полисы через салоны по продаже автомобилей.

И все-таки большинство российских страховщиков в большей степени ориентированы на работу с корпоративными клиентами. Это надежнее и менее хлопотно. Подчас один корпоративный клиент может принести ту же выгоду, что и 500 частных лиц. А вести переговоры придется только с одним человеком. В страховании организаций сегодня с большим отрывом лидируют "Ингосстрах" и РОСНО.

Достаточно даже беглого взгляда на результаты деятельности страховщиков за последние полтора года, чтобы заметить: многие из них уже по итогам двух кварталов текущего года по основным показателям почти догнали минувший год, а некоторые, например МАКС, "ЮКОС-Гарант", Национальная страховая лига, ВЕСтА, группа "Ренессанс Страхование" и группа "НАСТА", существенно превысили прошлогодние результаты. В этом году на открытый рынок успешно вышла компания "Геополис", ранее специализировавшаяся исключительно на страховании рисков угольной промышленности.

Тарифы

Теперь о самом интересном для страхователей - о тарифах. Первичный анализ ставок (см. таблицы 2 и 3) показывает незначительный разброс цен на страхование одних и тех же автомобилей. Причем колебания в тарифах по "Автокаско" и АГО зачастую, как это ни странно, компенсируют друг друга, делая покупку полиса "Автокомби" в различных компаниях практически одинаковой по цене. По-прежнему распространен демпинг, когда компания с целью привлечения новых клиентов на некоторое время резко снижает тарифы. В этом случае, покупая полис, надо быть очень осторожным и в первую очередь обращать внимание на финансовые показатели компании и ее деятельность в иных, чем страхование жизни, видах страхования.
В таблицах приведены лишь базовые тарифы, рассчитанные при выполнении следующих условий: франшиза отсутствует, автомобиль стоит на охраняемой стоянке, к вождению допущен один водитель со стажем вождения более двух лет, а страховая сумма в полисе АГО рассчитывается суммарно по всем страховым случаям. Реально же тарифы могут колебаться очень сильно. Стоимость полиса определяется возрастом и маркой автомобиля, мощностью его двигателя, техническим состоянием и условиями содержания. Для владельца новенького российского автомобиля страховой тариф будет ниже, чем для владельца модной иномарки (см. график 2). А вот обладателю любой "пожилой" машины (старше 10 лет) и вовсе не повезло. Он сможет застраховать лишь свою автогражданскую ответственность, ибо подобный автомобиль страховщики относят к машинам повышенного риска, работа с которыми абсолютно невыгодна.

Кроме того, стоимость полиса определяется исходя из возраста водителя, его стажа вождения, количества выданных им доверенностей на вождение автомобиля и безаварийностью езды. Все эти факторы могут как снижать, так и увеличивать стоимость страховки.

Безусловно, и 10, и даже 8 процентов от стоимости автомобиля - сумма не маленькая. Но стоит помнить, что по статистике средняя стоимость качественного ремонта пострадавшего в ДТП российского автомобиля составляет 7-8 тысяч рублей, а иномарки - 20-30 тысяч рублей. При этом, по данным компании "Прогресс-Нева", на 100 полисов страхования иномарок ежегодно происходит 60 аварий, а отечественных автомобилей - 70. Кроме того, из тысячи застрахованных автомобилей за год угоняется четыре-пять.
< Полис "Автокаско": дилемма выбораАктуальные вопросы >


  
 
 Copyright © RIN 2002-. * Обратная связь 
Аминокислоты для спортивного питания
В результате физических нагрузок зачастую мы разрушаем свои мышцы
Юридическая помощь при операциях с недвижимостью в Москве
Рано или поздно почти любому человеку может понадобиться юридическая помощь
Автомобили Расширенный поиск Контакт