Мастер Спорта Международного Класса.Родился в 1962 г, (По гороскопу: Тигр, Рыба). Представитель СК "Сувар". Автоспортом занимается с 1996 года . Призер этапов чемпионата России по автокроссу 1998 года в Нижнем Ломоае (3 место) и Дмитрове (2 место).
Чемпион Татарстана по автокроссу 1998 г.
Третий призер Кубка Президента Татарстана 1998 г.
Третий призер трековых гонок "Кубок Усадского спиртзавода -1998".
Чемпион России по зимним трековым гонкам 1998 г. в Набережных Челнах.
Чемпион Татарстана 1998 г.
Чемпион России 1998 г.
Чемпион России по треку 1999 г.
Участник этапов чемпионата Европы по автокроссу: в 1999г. - 6 место в Лусаде (Португалия).
Победитель этапа чемпионата Европы в Казани 2002 г.
Третий призер чемпионата Европы в Житаваны (Словакия) 2002 г. Второй призер этапа чемпионата Европы в Маджиоре (Италия) 2002 г.
ЧЕМПИОН ЕВРОПЫ по автокроссу 2002 г.
Интервью после победы в чемпионате Европы
- Айрат, в каком возрасте ты начал заниматься автоспортом? - В 1996 году. Мне тогда исполнилось уже 34 года.
- А когда впервые попробовал себя на чемпионате Европы? - В 1999 году. Это было начало гоночного сезона, и, кстати, первые два этапа проходили в Португалии.
- Здесь же в Португалии ты впервые в истории российского автоспорта стал чемпионом Европы по автокроссу. Можешь ли ты в связи с этим сказать, что Португалия для тебя - это открытие европейского автокросса? - Я это осознал только сегодня, когда официально объявили по рупору еще до начала гонки, что я уже стал досрочно чемпионом Европы.
- Но ведь это было уже известно еще в Каштелу Бранку. Когда по-настоящему к тебе пришло чувство, что ты - уже чемпион? - Всю эту неделю я с трудом осознавал свершившуюся победу. Как будто это все неправда, и это - сон, как будто что-то может еще обнаружиться не то в подсчетах, или изменится какой-нибудь регламент. И лишь сегодня, услышав свою фамилию, произнесенную на португальский манер на весь автодром, я наконец-то понял, что это действительно свершилось. И я - полноценный чемпион. Меня переполняет радость.
- Многие пилоты приезжают сюда с семьями. Вам бы хотелось, чтобы ваша семья сейчас оказалась рядом, и вы могли бы поделиться с ней радостью? - Конечно, хотелось бы.
- Ваши дети разделяют увлечение отца? - Однозначно. Мой сын занимается картингом, он - дважды чемпион республики, хотя заниматься начал тоже недавно, всего несколько лет. Вместе с дочерью и моей женой они, все трое, за меня очень переживают и болеют.
- Приехав в Лоузаду досрочным чемпионом, наверняка, вам небезразлично было, чтобы второй Шаймиев, то есть ваш родной брат тоже стал призером чемпионата... Вы сильно переживали за брата? - Знаете, легче самому ехать, чем переживать за близкого человека. Когда сидишь на трибуне и смотришь, как едет братишка, то переживания очень сильные и трепетные. Я, собственно говоря, именно поэтому и выехал на квалификацию, чтобы немножко помочь Радику и остальным российским ребятам. И если бы не случилась проблема с турбиной в двигателе моей машины, то я бы поездил и в финале, чтобы помочь команде. Чтобы они могли почувствовать дружеское плечо и ехали бы спокойнее.
- То есть, можно сказать, что здесь в чемпионате Европы по автокроссу на финишном Гран-при российская команда применила известную очень хорошо по Формуле-1 командную тактику? - Да, именно так.
- А как практически это решалось? Вы собирались командой, или обсуждали появившееся мнение с каждым из гонщиков? - Я этого и не скрываю. Мы действительно обсуждали командную тактику. Но, так, в принципе и должно быть. Потому что мы чувствуем себя одной, российской командой. Это коллектив. Пусть даже и неофициальный. - Татарстан - это российская республика. Но вы называете все время Россия и российская команда. Как это понимать? - У нас как-то нет такого понятия Татарстан отдельно от России. Мы в составе Российской Федерации и гордимся этим. Мы в составе российского автоспорта. Мы постоянно в российском чемпионате, стараемся поддерживать друг друга морально, психологически и даже технически. По-всякому приходится. И сегодняшний результат - это победа России и российского автоспорта.
- В этом году трасса Высокая гора в Казани была впервые включена в календарь. Сейчас уже точно известно, что на следующий год эта трасса снова будет в календаре. Как вы считаете, вместе две российские трассы, если мы добавим к этому еще и Дмитров, вносят что-то новое в чемпионат Европы или нет? - Я не открою секрета, если скажу, что автокросс сдвигается в последние 2-3 года в сторону Востока. А лично мое мнение, автокросс и лидерство в нем должны быть прерогативой России. В других номинациях автоспорта будет сложновато подтянуться, а вот автокросс в этом плане более досягаем.
- Вы имеете ввиду, что такие реальные плохие дороги, как трассы автокросса, могут быть только в России? - Да, (смеется), я именно это и хочу сказать!
- Ваша славная шестерка гонщиков, которую теперь все называют российской командой, появилась в тот момент, когда ведущие гонщики Франции, Испании, Италии, и даже Германии предпочитают участвовать в национальных чемпионатах, скептически относясь к лаврам европейского автокросса. Повысится ли авторитет соревнований с таким заметным приходом российского контингента? - Я думаю, что авторитет должен повыситься. Автокросс - это хорошая школа и для молодых и для начинающих. Потому что в сравнении с другими номинациями в автоспорте - это относительно дешевый вид. И для начинающих гонщиков - это хорошая школа.
- Но ведь в дисциплине Дивизион-1, где вы стали чемпионом, в народе попросту называемой "кузова", практически нет молодых пилотов... - Вы зря так говорите. Молодое поколение подрастает. Даже если говорить о российском чемпионате. К примеру, наш гонщик Куприянов, который был на подиуме на Гран-при России в Дмитрове. И многие другие. Я думаю, мы сможем создать условия, чтобы на будущий год на Европе он тоже смог бы себя попробовать.
- Вы хотите сказать, что ваше чемпионство открывает двери российской молодежи в европейский автоспорт? - Однозначно! Люди сейчас уже поверили, что Европу мы можем победить. И нам сюда уже открыта дверь. Хотя до этого был психологический барьер, что - это недосягаемо, что это невозможно. Мне даже родители говорили: куда ты едешь, там тебе голову быстро снесут. Это же чемпионат Европы, а не первенство Казани. А я их успокаивал, что все будет хорошо.
- Как ваши родители отнеслись к вашему решению в таком зрелом возрасте заняться автоспортом, довольно опасным и дорогим увлечением? - Первым начал заниматься автоспортом, а затем втянул туда и своего братишку Радика. Мать, конечно, меня ругала. Как любая мать, она очень переживает. Но, учитывая наши победы, родители безмерно рады. Чемпион Европы из Татарстана - это и для отца, как президента республики, очень важно и значимо.
- Вся российская сборная ездит на западных машинах. Вы верите в то, что можно выигрывать европейский автоспорт на российских машинах? Могут ли российские "левши" создать что-нибудь этакое, способное выигрывать на чемпионате Европы? - В принципе я не считаю, что это невозможно. Просто в настоящее время я не вижу на российских просторах конкурентоспособного для чемпионата Европы автомобиля. В будущем он наверняка будет. Я верю, что Россия поднимется в экономическом плане и будет способна на производство хороших автомобилей.
- В прошлый раз я по ошибке написал, что вы купили свою Пежо 206 прямо с завода, но потом оказалось, что это не совсем так. Расскажите, откуда у вас этот автомобиль? - На этой машине ездил семикратный чемпион Франции Жан-Люк Пойе. Она выпуска 2000 года. В 2001 году эта машина была чемпионом Европы по ралли-кроссу. Кстати, когда Жан-Люк мне передавал машину, то он передал и деревянный набалдашник на рычаг переключения скоростей, который ему в свою очередь достался от Йухи Канкунена. Он так и сказал, смотри, это машина - фартовая (удачливая), она была только чемпионской, смотри, не подведи меня. Она и у тебя должна стать чемпионкой. Сам же Жан-Люк строил ее сам совместно с конструкторами "Пежо-спорт". Когда я поехал во Францию, чтобы договариваться о покупке, когда были первые переговоры, то присутствовали на них и представители Пежо-спорт. Я для себя сделал вывод, что они кому попало тоже не хотят отдавать. Для них это престиж, это реклама. Когда я приехал на переговоры, они к тому времени уже знали, что я и чемпион России, и уже выезжал на Гран-при Европы по автокроссу в 1999 году. Поэтому они и дали свое согласие на продажу машины. - Уточните, пожалуйста, свои чемпионские титулы в российском масштабе... - Я - чемпион России 2000 года по ледовым трековым гонкам. Призер чемпионата России по автокроссу. А в 2000-2001 году у меня был перерыв в автокроссе вообще. Это было связано и с основным местом работы и с машиной. Поэтому в этом году, когда я выехал в начале сезона на чемпионате Европы, то у меня совершенно не было мысли. Что я стану чемпионом Европы. Стремление попасть в призеры, безусловно, было. Но чемпионом, я даже такой мысли не допускал. Даже когда я захватил лидерство в чемпионате, и мне все говорили: "Айрат, держись, ты можешь стать чемпионом!", то я в это не верил. Лидировать в чемпионате - этот такой тяжелый психологический пресс, что вы себе и представить не можете.
- Считаете ли вы себя профессиональным гонщиком? - Это зависит от того, с какой стороны на это смотреть. У меня кроме гонок есть еще и основная работа, я генеральный директор предприятия. Поэтому я не зарабатываю деньги гонками. Автоспорт - это мое хобби. Но хобби настолько сильное, что это как вторая жизнь.
- Что бы вы хотели сказать читателям нашего журнала по поводу автоспорта? Заслуживает ли этот спорт внимания настолько, чтобы зрители приезжали смотреть гонки, или, по крайней мере, читать репортажи об этом? - Я скажу просто. Если кто-нибудь не видел, что такое автоспорт, то нужно один раз прийти и посмотреть гонки, и тогда у него появятся чувства к этому вид спорта. Они заразятся этой болезнью в хорошем смысле слова. Это прекрасный вид спорта. Спорт для настоящих мужчин
- Ваши планы на будущий год... Вы будете заявляться для участия? - Я жалею, что жизнь так сложилась, и я начал заниматься автоспортом очень поздно. Если бы это случилось раньше, я бы, наверное, всю свою жизнь этому бы посвятил. А что до моего дальнейшего участия, то я буду ездить, пока хватит сил, желания. © 2001-03 Студия "БАЕР"
Источник:
|