Автомобили Автоновости Автоновинки Автовыставки Организации и услуги Авторынок
Formula-1 Автоспорт Автоспорт в России
Автомир Мотошоу Краш-тесты Автоперсоны Торговые марки
Автохимия Автозвук Охранные системы Тюнинг Автомастер
Автосправка Автомобили и таможня Автолюбитель и право Автострахование Автокредит История автомобиля Советы автомобилисту
Тесты Автоледи Автоюмор Автообои для Desktop Книга Гиннесса Автопрогноз Автооткрытки Литература


Новости
Конструктор сайтов
Служба рассылки
Знаменитые автогонщики



Автомобили  / История автомобиля  / История отечественного авто / Русские броневики: что известно о них?

Русские броневики: что известно о них?

 Изобретатели-экспериментаторы >

1914 года в Россию прибыли 48 машин "Остин", заказанных в Англии, уже 16 октября того же года на фронт отправилась автомобильно-пулеметная рота, укомплектованная первыми отечественными броневиками. К середине 1917 года наша армия располагала тремя сотнями боевых машин, в то время как у противника и союзников их было гораздо меньше.


По требованию Верховного Главнокомандующего, Великого князя Николая Николаевича, немедленно после начала боевых действий военный министр поручил полковнику А. Добржанскому и штабс-капитану Некрасову оперативно построить два десятка бронеавтомобилей и направить их в действующую армию. Мы нынче с трудом представляем, как за полтора месяца можно спроектировать и построить девять бронированных машин, начиная, как говорится, с чистого листа. Но тогда это оказалось возможным.


В качестве производственной базы Добржанский избрал Ижорский завод в Колпино, под Петроградом. Туда с 24 августа по 1 октября 1914 года с "Руссо-Балта" прибыло семь шасси модели "С24-40" серии ХIII-бис. На них установили каркасы из прокатных уголков, к которых болтами и заклепками прикрепили броневые листы - их Ижорский завод прокатывал сам. Эти машины еще не имели вращающихся башен: вооружение (три пулемета "Максим" калибра 7,62 мм) было установлено в лобовом и боковых бронелистах. Первые броневики (семь "Руссо-балтов" и два других, на шасси иномарок) ушли 9 октября 1914 года на Северо-Западный фронт. И уже 3 января 1915 года штаб 2-й армии этого фронта доносил: "Бронированные автомобили снискали себе полное доверие в войсках, нашедших в этих машинах огромную, мощную поддержку, особенно в наступлении".


Бронеавтомобиль конструкции Добржанского на шасси "Руссо-Балт-С24-40`` серии XIII-бис. Октябрь 1914 года.





Некрасову было поручено создать броневики с пушечным вооружением. Для этой цели в августе 1914 года он получил из Риги, где находился "Руссо-Балт", шесть шасси модели "Д24-40" XVI серии и четыре шасси модели "С24-40 серии XIII-бис. Их бронирование и вооружение производили при помощи изобретателя, инженера А. Братолюбова в принадлежащих ему специализированных мастерских. Броневые листы толщиной 5 мм поставлял Обуховский сталелитейный завод.


Первые семь машин Некрасов и Братолюбов сдали 23 февраля 1915 года: три на шасси "Руссо-Балт-С24-40" (с двумя 37-мм пушками в лобовом листе), три на шасси "Руссо-Балт-Д4-40" (с одной пушкой в лобовом листе) и одну на шасси "Рено".


Броневик Некрасова и Братолюбова на шасси "Руссо-Балт-Д24-40" XII серии. Фев аль 1915 года.





Они были оснащены не пневматическими, а сплошными резиновыми шинами. Сегодня трудно представить, как тяжелый автомобиль на таких шинах шел по размокшему грунту, глине, песку. Братолюбов предложил укрепить на ободах колес уширительные бандажи. Их диаметр примерно равнялся диаметру обода, и если колеса уходили в грунт, то вдвое большая поверхность бандажей поддерживала машину.


Две пушки и три пулемета, в каждом из броневиков Некрасова и Братолюбова, потребовали экипажей по шесть человек.


Расположение пушек в лобовом листе с углом обстрела по горизонтали всего в 90 градусов оказалось неудобным, а сами пушки "Гочкисс" с плечевым упором (как винтовка!) - непрактичными. Поэтому на следующей серии из четырех машин (три - на шасси "Д24" и одна - на шасси "С24") уже появились вращающиеся башни со скошенными "скулами". В одной скуле - два пулемета "Максим", в другой - один. Поскольку бронеавтомобили тогда еще были немногочисленными, им, словно кораблям, давали собственные имена. Например, броневики Некрасова и Братолюбова из второй серии назывались "Олег", "Ярослав", "Святослав" и "Победоносец" - прямо как эсминцы!


Машины "Олег", "Ярослав" и "Святослав" на шасси "Руссо-Балт-Д24-40" XVI серии с вращающейся башней. Февраль 1916 года.





Эти четыре машины заказчик принял весной 1916 года. Русско-Балтийский вагонный завод к этому времени прекратил выпуск автомобилей и шасси для броневиков, поскольку в августе 1915 года его пришлось эвакуировать из Риги. Дальнейшее производство таких машин в России базировалось только на импортных шасси "Аллис-Чалмерс", "Бенч", "Буллок-Ломбард", "Гарфорд", "Джеффери", "Остин", "Паккард", "Пирлесс", "Пирс-Арроу". "Рено", "Уайт", ФИАТ. Закупки боевых автомобилей "Джаррот", "Остин", "Ланчестер", "Шеффильд-Симплекс" разочаровали: они проявили себя ненадежными, бронезащита и вооружение оказались недостаточными. Поэтому пришлось реализовать собственную программу выпуска (около 200 штук) на Ижорском, Путиловском, Обуховском заводах. Одновременно отдельные мастерские и отдельные воинские части выступали с инициативой постройки бронеавтомобилей собственной конструкции. И, что удивительно, "косное" армейское руководство шло навстречу этим начинаниям.


Весной 1915 года штабс-капитан Былинский обратился к командованию X армии с предложением создать "своей конструкции и за свой счет отдельный авто-пушечно-пулеметный взвод", ему выделили два взятых по военно-автомобильной повинности у населения "Мерседеса" с 45-сильными моторами и прикрепили изобретателя к Обуховскому сталелитейному заводу. Позже Былинский получил еще трофейный полуторатонный грузовик "Ллойд" с 24-сильным двигателем.


Первые две машины были готовы в июле 1915 года. Броня - толщиной 5-6 мм, двойные стартеры (электрический и механический), усиленная подвеска колес, перископы (новинка для тех лет), 37-мм пушка и пулемет во вращающейся башне - вот особенности этих броневиков, названных "Обуховец" и "Опальный". Они успешно воевали в XIII армии Северо-Западного фронта. Позже, в августе 1915 года на шасси "Ллойд" Былинский построил третий бронеавтомобиль - "Орлец" - с двумя башнями, установленными, как на линкоре, одна за другой.


Двухбашенный бронеавтомобиль "Орлец" конструкции Былинского на шасси "Ллойд". Август 1915 г.





Былинский был неодинок. Мгебров, Гулькевич, Поплавко тоже конструировали и строили колесные и полугусеничные боевые машины партиями от нескольких штук до нескольких десятков. Из общего количества около трех сотен машин, построенных и купленных военным министерством, Красной Армии досталось около 150 броневиков, которые использовались вплоть до появления в частях БА-27 - бронеавтомобилей образца 1927 года на шасси АМО-Ф15. Таких сделали свыше ста штук.


М. Коломиец


 Изобретатели-экспериментаторы >


  
 
 Copyright © RIN 2002-. * Обратная связь 
Привлекаем удачу и деньги в 2016 году Привлекаем удачу и деньги в 2016 году
2016 год - год Красной Огненной Обезьяны
Мыльный орех для мытья тела и принятия ванны Мыльный орех для мытья тела и принятия ванны
Ищете натуральное мыло для тела? Пробовали делать мыло из ржаной муки, гороховой муки и разных трав? Это тоже прекрасные средства для ухода за кожей, но есть более простое средство
Автомобили Расширенный поиск Контакт