Москва, 5 октября 2016 года. Более 40% производимых и продаваемых в России охлаждающих жидкостей (ОЖ - тосолы и антифризы) не соответствуют ГОСТам и стандартам автопроизводителей. Их использование ведет к преждевременному выводу из строя систем охлаждения, они подвергают автомобиль риску возгорания.
Это выяснилось в результате масштабного исследования, которое в сентябре 2016 года Федерация автовладельцев России провела 10 регионах европейской части России: Москве и Московской обл., Санкт-Петербурге и Ленинградской обл., Ростовской, Нижегородской (в т.ч., г. Дзержинске), Воронежской, Смоленской, Тверской, Ростовской областях, Краснодарском крае и Республике Татарстан.
Было закуплено более 60 образцов охлаждающих жидкостей российского производства, которые затем проверили на соответствие ряду ключевых параметров в независимой лаборатории "Химическая экспертиза", г. Обнинск. Закупки проведены инспекторами ФАР. Экспертиза выявила, что характеристики значительной части образцов не соответствуют не только ГОСТам, но и заявленным на упаковках допускам автопроизводителей. Обнаружилось, что в 27 образцах от 17 производителей содержится метанол в различных концентрациях, в 24 образцах это включение превышает 2%.
Эта фактическая доля метанола в ОЖ ведет к ускоренной коррозии деталей автомобилей и, в конечном итоге, преждевременному износу двигателей. Более того, ОЖ с измененным составом подвергают автомобили риску возгорания.
Эксперты также указывают на то, что состав ОЖ с метанолом снижает точку закипания охлаждающих жидкостей до температур 90 и менее градусов по Цельсию (что ниже, чем у дистиллированной воды). В свою очередь, при этом обнаруживается прямое влияние снижения температуры кипения на рост концентрации метанола в ОЖ.
Полный список охлаждающих жидкостей из представленных для тестирования, содержащих более 5% метанола:
Наименование ОЖ
|
Масса на упаковке
|
Номер партии
|
Производитель
|
Температура
кипения ОC
|
Процентная концентрация метанола
|
Тосол АЛЯSКА-40?С
|
1 кг
|
0505166I
|
Тектрон
|
99,8
|
6,4
|
Тосол А-40 М MegaTrix
|
1 кг
|
|
Авто-лидер
|
98,9
|
6,85
|
Тосол А40М
|
1,5 кг
|
июнь 2016
|
Химинвест
|
97,9
|
7,16
|
Тосол Полюс-40 Дзержинский
|
1 кг
|
?12 декабрь 2015
|
Еврохимпром
|
97,9
|
7,27
|
Дзержинский тосол А40М ООО"Дзержинские антифризы"
|
1 кг
|
номер партии стёрт
|
Дзержинские антифризы
|
97,5
|
7,3
|
Тосол А40М VPG
|
1 кг
|
15/10/14 38/10
|
ВостокПитерГрупп
|
95,9
|
8,01
|
Тосол Арктик А-40 М
|
1 кг
|
23/12/15 70/12
|
Блю СТАР
|
94,9
|
8,77
|
Тосол А-40 М Дзержинский
|
1.5 кг
|
23/04/16 75/04
|
Акцентхим
|
95,9
|
8,79
|
Тосол Sputnik 40 (Краснодар)
|
1 кг
|
11121562
|
Промсинтез
|
95,7
|
8,8
|
Sputnik Antifreeze G11
|
1 кг
|
16021662
|
Промсинтез
|
94,9
|
9
|
Тосол ОЖ-40, ООО "Промсинтез"
|
1 кг
|
26021661
|
Промсинтез
|
94,6
|
9,45
|
Антифриз Чукотский G13 -40 (МСК)
|
1 кг
|
17061661
|
Делфин Индастри
|
94,6
|
9,75
|
ГОСТ ТОСОЛ ОЖ-40
|
1 кг
|
18071664
|
Промсинтез
|
93,4
|
9,8
|
Тосол Дзержинский А-40 М
|
1 кг
|
02/стерто
|
Промпэк
|
98,7
|
9,8
|
Дзержинский тосол ОЖ-40 Ойлрайт
|
1 кг
|
24061661
|
Промсинтез
|
93,5
|
9,85
|
Tosol Pilot ОЖ-40
|
1кг
|
01101563
|
Стрекстен
|
93,6
|
10,2
|
Тосол -40 Дзержинский antifreeze
|
1 кг
|
7 25.01.2016
|
Нова-Нефтехим
|
94,7
|
10,3
|
АФ UNIX G11 -40
|
1 кг
|
03.12 ?053
|
ПКФ СВ ХИМ
|
93,5
|
10,31
|
АФ Pilot G11 -40
|
1 кг
|
18021661
|
Стрекстен
|
93,5
|
10,46
|
Тосол А-40С Дзержинский UNIX
|
1 кг
|
?019 17.02.16
|
ПКФ СВ ХИМ
|
93,6
|
11,1
|
Тосол А-40М Арктик
|
1 кг
|
31/10/2015 134/10
|
Блю СТАР
|
90,9
|
13,3
|
АФ R52 G12-40
|
1 кг
|
36 08 16
|
Промжидкость
|
89,8
|
14,47
|
тосол Дзержинский А-40М ООО"Промжидкость"
|
1 кг
|
23.06.16
|
Промжидкость
|
89,5
|
15,4
|
"Мы предполагали, что при отсутствии обязательных ГОСТов и сертификации технических жидкостей для автомобилей картина будет далека от идеала, но не ожидали столь ошеломляюще печальных результатов, - прокомментировал руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. - Результаты лабораторного анализа красноречиво засвидетельствовали, что не соответствует стандартам и нормам почти половина жидкостей, и они не должны попадать в системы автомобиля. Не говоря уж про то, что двигатели с таким "компотом" будут перегреваться и "закипать" из-за паровых пробок и низкой температуры кипения метанола. Угроза возгорания машин реальна: пары метанола вспыхивают моментально. Это наглядно показано на одном из видеороликов, отснятого во время эксперимента в лаборатории".
При анализе охлаждающих жидкостей в независимой лаборатории исследовались два параметра: температура кипения и содержание метанола.
"Мы закупали антифризы и тосолы в 10 регионах России, в самых разнородных торговых точках - от региональных бензозаправок до федеральных торговых сетей, - рассказал Дмитрий Золотов, активист ФАР, непосредственно участвовавший в закупках антифризов. - Это продукция разных производителей - и крупных, и малоизвестных, самых разных наименований. Антифризы всевозможных цветов - красные, зеленые, синие. Маркировок также множество: -40, -20, G11 G12, G12+ и т.п. Но экспертиза показала: горят все антифризы одинаково. При этом ни цвет красителя, ни маркировка на упаковке не помогают автовладельцу установить наличие запрещенных веществ".
"Мы бьем тревогу, поскольку масштаб бедствия весьма велик, - характеризует явление Сергей Канаев. - По данным российского Союза производителей и потребителей автохимии, объём некачественных метанольных охлаждающих жидкостей оценивается в пределах 26% от всего рынка. Если учесть, что годовой объём рынка составляет свыше 45 млрд руб. в рознице (по 119 руб. за 1 кг), то получается, что за год потребители покупают некачественных ОЖ на сумму более 14 млрд. руб. (подробнее на сайте СППА http://сопра.рф/informaciya-ot-avtoservisov).
"Считаем ситуацию недопустимой и будем обращаться в Роспотребнадзор и прочие инстанции с требованием провести разбирательства силами уполномоченных госструктур, навести порядок в производстве и продажах охлаждающих жидкостей. Эти расходные материалы должны быть безопасны для автомобилей и их владельцев, - заключил руководитель ФАР.
Подробнее с результатами экспертизы и комментариями экспертов можно познакомиться на официальном сайте ФАР: http://www.autofed.ru/ .