МОЦ 'За безопасность российских дорог' провел исследование эффективности использования транспортного налога (ТН) за 2014 год в регионах РФ
Ежегодно каждый российский автомобилист платит транспортный налог. До 2003 года данный вид налога носил название `дорожного` и представлял собой ежегодный сбор денежных средств с автовладельцев в госбюджет. Все поступившие средства использовались только на ремонт и поддержание дорог. С 2003 года данный вид налога был переименован в транспортный и перестал иметь целевое значение. Также изменилась форма выплаты. Согласно 56 статье Бюджетного кодекса, транспортный налог в размере 100% идет в бюджет субъекта Федерации. Причем сам субъект наделяется правом по своему усмотрению корректировать налог, повышая его в пять раз или понижая - в десять. Специалисты межрегионального общественного центра `За безопасность российских дорог` исследовали взаимосвязь между объемом взимаемого транспортного налога и безопасностью автомобильных дорог в исследуемых регионах. По результатам был составлен ТОП-10 регионов, где объем взимаемого транспортного налога соответствует качеству и безопасности дорог, а также ТОП-10 регионов, где количество средств полученных с автомобилистов практически не влияют на качество и безопасность трасс.
Исследование основывается на данных за 2014 год Федеральной налоговой службы, Росстата, ГИБДД и собственной статистики МОЦ `За безопасность российских дорог`.
Эксперты центра анализировали данные о годовых поступлениях в региональные бюджеты транспортного налога и сопоставляли с протяженностью местных автодорог. По определенной методике полученные данные дифференцировали по стоимости ТН, приходящегося на одну лошадиную силу, в зависимости от региона. Поскольку величина налога зависит от мощности двигателя, то для сравнения был выбран налог на автомашину с мощностью двигателя 110 лошадиных сих (это наиболее распространенный класс автомобилей). Полученные результаты сравнивались с уровнем безопасности дорог в том или ином регионе. Уровень безопасности дорог был отдельно просчитан специалистами Центра, по результатам составлен рейтинг регионов (см. Таблицу 3).
ТОП-10 (см. Таблицу 1) регионов с лучшим соотношением объемов взимаемого транспортного налога (ТН) и безопасности дорог возглавляет Томская область. Жители региона, платя минимальный транспортный налог - 6,5 руб. за лошадиную силу, при этом в `Рейтинге безопасности российских дорог - 2014` область занимает второе место. Томская область уступила лишь одну строчку Калининградской области. Здесь жители платят транспортный налог в два раза больше - 14 руб. за л.с., что повлияло на позицию области в рейтинге. Протяженность автомобильных дорог общего пользования в Томской области на 19% больше, а поступление в казну за счет транспортного налога на 49% ниже, чем в Калининградской области.
Замыкают рейтинг на 9 и 10 строчке Калужская и Оренбургская области. Относительно низкие налоговые ставки - 14 и 20 руб./л.с. соответственно, и незначительные, по сравнению с другими регионами, объемы собираемости ТН, позволяют удерживать относительно высокие позиции в рейтинге безопасности автодорог.
Таблица 1 `ТОП-10 регионов эффективного использования транспортного налога`
ТОП-10 регионов эффективного использования транспортного налога
Рейтинг
Регион РФ
Место в `Рейтинге безопасности российских дорог -2014`
1
Томская область
2
2
Калининградская область
1
3
Приморский край
5
4
Новосибирская область
11
5
Смоленская область
6
6
Хабаровский край
8
7
Ивановская область
15
8
Курская область
16
9
Калужская область
18
10
Оренбургская область
19
Кроме регионов, где объемы финансовых поступления в местный бюджет так или иначе соответствует уровню безопасности на дорогах, есть регионы, в которых высокая собираемость и значительные объемы ТН никак не влияют на безопасность улиц и качество дорожного полотна (аварийность в данных субъектах РФ по причине неудовлетворительного состояния дорог значительна). В ТОП-10 неэффективного использования транспортного налога (см. Таблицу 2) попали регионы с самыми высокими налоговыми ставками и самым низким уровнем безопасности дорог.
Наихудшие показатели демонстрирует Московская область. Собирая 29 рублей за лошадиную силу, регион имеет минимальный коэффициент безопасности. В `Рейтинге безопасности российских дорог - 2014` он занимает последнее, 45 место. За счет транспортного налога бюджет региона пополняется на 6529,00 млн. рублей ежегодно. Второе и третье места делят Ленинградская область и Республика Башкортостан с налоговой ставкой в 35 руб./л.с. Имея в 2014 году ТН в 70389,83 руб. на километр трасс, Ленинградская область занимает 43 место в "Рейтинге безопасности - 2014". При меньшей стоимости, большей протяженности дороги и более высокому уровню безопасности Пермский край занимает шестое место ТОП-10 неэффективного использования транспортного налога. Налоговая ставка в регионе составляет 30 руб./л.с.
Таблица 2 `ТОП-10 регионов неэффективного использования транспортного налога
ТОП-10 регионов неэффективного использования транспортного налога
Рейтинг
Регион РФ
Место в `Рейтинге безопасности российских дорог -2014`
1
Московская обл.
45
2
Ленинградская обл.
43
3
Республика Башкортостан
42
4
Нижегородская обл.
44
5
Ростовская область
41
6
Пермский край
37
7
Краснодарский край
39
8
Саратовская область
27
9
Воронежская область
29
10
Кировская область
33
Остальные регионы, не попавшие в ТОП-10 обеих категорий, находятся в середине списка, балансируя между средним уровнем безопасности дорог и средним же уровнем собираемости и объемов ТН.
В отдельную категорию стоит выделить столицы России - Санкт-Петербург и Москву. Субъекты обладают несоизмеримо большими бюджетными поступлениями за счет объема автопарка, суммарно превышающего некоторые регионы, в пять и более раз. Налог на километр пути здесь исчисляется в миллионах рублей.
Таблица 3 `Использование ТН в столицах`
Использование транспортного налога в столицах
?
Регион РФ
Объем ТН на километр дорог в регионе
1
Санкт-Петербург
2641826,12 руб.
2
Москва
2934034,80 руб.
Таблица 4 "Рейтинг безопасности - 2014"
?
Регион
ДТП по НДУ
Погибших
Раненых
Рейтинг территорий
1
Калининградская область
363
56
247
0,9
2
Томская область
273
41
314
1,0
3
Белгородская область
306
82
314
1,0
4
Санкт-Петербург
470
38
573
1,1
5
Приморский край
637
66
767
1,1
6
Смоленская область
175
41
209
1,2
7
Архангельская область
396
35
528
1,2
8
Хабаровский край
504
43
627
1,2
9
Москва
2191
216
2557
1,3
10
Тюменская область
294
28
382
1,3
11
Новосибирская область
395
41
468
1,3
12
Пензенская область
498
48
658
1,3
13
Владимирская область
536
60
714
1,3
14
Ульяновская область
544
58
730
1,3
15
Ивановская область
480
39
647
1,4
16
Курская область
501
49
617
1,4
17
Ярославская область
488
91
623
1,5
18
Калужская область
532
78
719
1,5
19
Оренбургская область
725
83
941
1,5
20
Республика Татарстан
765
130
1046
1,5
21
Тульская область
806
67
1031
1,5
22
Тамбовская область
468
63
646
1,6
23
Забайкальский край
542
80
697
1,6
24
Рязанская область
573
66
770
1,6
25
Кемеровская область
1002
121
1283
1,6
26
Астраханская область
815
42
1043
1,7
27
Саратовская область
868
130
1043
1,7
28
Красноярский край
933
211
1035
1,7
29
Воронежская область
1090
198
1273
1,7
30
Алтайский край
800
44
975
1,8
31
Омская область
912
75
1 250
1,8
32
Самарская область
1 376
145
1 814
1,8
33
Кировская область
543
70
698
1,9
34
Ставропольский край
1 283
193
1 594
1,9
35
Челябинская область
1 068
173
1 323
1,9
36
Свердловская область
1 090
217
1 358
2,0
37
Пермский край
1 117
100
1 498
2,0
38
Волгоградская область
874
124
1 102
2,1
39
Краснодарский край
933
211
1 035
2,1
40
Иркутская область
1 246
172
1 581
2,1
41
Ростовская область
1 294
157
1 530
2,1
42
Республика Башкортостан
890
154
1 108
2,3
43
Ленинградская область
756
154
1 024
2,5
44
Нижегородская область
1 686
176
2 109
2,7
45
Московская область
2 600
532
3 242
4,0
Таблица 5 "Собираемость ТН в регионах РФ. 2014 г."
Если вы хотите изменить облик вашей спальни, то для этого можно приобрести новую мебель, вместо того, чтобы делать ремонт и тратить на это свое драгоценное время и силы