Автомобили Автоновости Автоновинки Автовыставки Организации и услуги Авторынок
Formula-1 Автоспорт Автоспорт в России
Автомир Мотошоу Краш-тесты Автоперсоны Торговые марки
Автохимия Автозвук Охранные системы Тюнинг Автомастер
Автосправка Автомобили и таможня Автолюбитель и право Автострахование Автокредит История автомобиля Советы автомобилисту
Тесты Автоледи Автоюмор Автообои для Desktop Книга Гиннесса Автопрогноз Автооткрытки Литература


Новости
Конструктор сайтов
Служба рассылки
Знаменитые автогонщики



Автомобили  / Краш-тесты / ВАЗ-21213 Нива

ВАЗ-21213 Нива

< ВАЗ-11113 Ока ЗМА (КамАЗ)Фото и фотогалерея ВАЗ-21213 НиваВАЗ-2109 >

Автомобиль ВАЗ-2121 Нива образца 1977 года - гордость отечественного автомобилестроения. Все-таки первый в мире массовый легковой автомобиль повышенной проходимости с постоянным полным приводом!
Наивно полагать, что разработка тридцатилетней давности соответствует современным требованиям к пассивной безопасности. Но с другой стороны, в начале XXI века Нива по-прежнему в строю - после рестайлинга и некоторых технических изменений. Эти машины покупают, причем все чаще за рулем можно увидеть женщин. И мы все-таки решили подвергнуть ВАЗ-21213 фронтальному краш-тесту по правилам EuroNCAP - не ожидая высокого рейтинга, но надеясь на лучшее.
Сначала казалось, что надежда на лучшее была не напрасной.
Когда Нива на скорости 64 км/ч врезалась в барьер сорока процентами левой стороны передка, впору было аплодировать. Похоже, кузов отлично выдержал столкновение! Водительская дверь и стойка лобового стекла лишь немного выгнулись наружу. Проем двери сократился всего на 60 мм, порог прямой, как и до удара...
Мы и раньше слышали рассказы жестянщиков о том, какие у Нив жесткие кузова, а теперь убедились сами. К тому же в двери Нивы встроены мощные брусья безопасности - продольные трубы-усилители. Сработали!
Но чем дальше мы исследовали разбитую Ниву, тем яснее понимали: больше здесь радоваться нечему.
Посмотрите на снимки - передок деформирован гораздо меньше, чем этого можно ожидать при таком ударе. К сожалению, кузов Нивы оказался жестким практически всюду - в том числе и там, где не надо. А это означает, что поглощать энергию удара путем `запрограммированной` деформации силовая структура передка не в состоянии.
К тому же, как и в случае с Окой, негативную роль при фронтальной аварии в Ниве играет закрепленная под капотом `запаска`. Причем здесь она не крохотная, на 12 дюймов, а огромная шестнадцатидюймовая!
- Пробовали мы бить машины без `запаски`, - с досадой признались вазовцы из отдела безопасности. - Не помогает: `вылезают` другие проблемы. Там с лонжеронами беда...
И не только с лонжеронами. Посмотрите, где после удара оказалась баранка - торец рулевого вала `уехал` на 80 мм назад и аж на 165 мм вверх! А сам руль вывернут влево и деформирован так, что стал похож на `формульный` штурвал.
Это - следствие `классической` конструкции Нивы, которая позаимствовала основные узлы и агрегаты от заднеприводных Жигулей. Расположенный на лонжероне рулевой механизм при столкновении уходит назад, толкает рулевой вал, тот изгибается и посылает баранку назад и вверх...
Кадры скоростной видеосъемки - просто триллер. Фильм ужасов `Бешеная баранка`. Вот Нива потихоньку подъезжает к сминаемому барьеру (мы смотрим `замедленную съемку`), упирается в него своим знаменитым алюминиевым бампером, вот начинается деформация... Как только удар доходит до колеса, баранка начинает `расти` вверх. За несколько сотых долей секунды рулевая колонка встает практически вертикально, задирая обод руля так, что манекен-водитель врезается в него верхней челюстью. Представляете, каково это - удариться зубами о баранку с замедлением в 66g? Если принять вес головы среднестатистического человека равным 7 кг, то нагрузка при таком контакте приблизится к полутонне!
И все же интегральный критерий вероятности травмы головы HIC составил 605 единиц, что гораздо ниже пороговой величины (1000). Но люди - не манекены: удар челюстью об услужливо подставленный обод руля как минимум оставит человека без зубов. А то и без челюсти...
Когда голова `водителя` деформирует обод руля, баранка одновременно выбивает из проема лобовое стекло - и оно уносится к бетонному кубу. А голова, продолжая гнуть руль, еще и соскальзывает с него влево - контакт с баранкой нестабильный.
То, что мы, руководствуясь методикой EuroNCAP, закрасили голову схематичного манекена-водителя красным, вполне соответствует реальному уровню безопасности. Даже несмотря на относительно невысокие перегрузки. Напомним, что за каждую `группу частей тела` (их четыре - голова и шея, грудь, бедра, голени и стопы) присуждается максимум четыре балла. За отсутствие подушки безопасности `с головы` снимается сразу 2 балла. Но и оставшиеся баллы `сгорают`, потому что контакт головы с рулем нестабильный (минус балл), а смещение руля по вертикали превысило допустимую величину (еще один балл пенализации). Без травм в случае реального столкновения на скорости 64 км/ч водителю Нивы не обойтись!Зато грудь избежала контакта с баранкой - но только потому, что руль был поднят слишком высоко. Умеренные нагрузки на `грудной` датчик манекена-водителя могли бы принести в копилку общего рейтинга два балла. Могли бы, если бы не чрезмерная нагрузка от ремня безопасности на грудь `пассажира`. Ведь у того не было перед лицом `восставшей` рулевой колонки, и все то замедление, которое обрушилось на манекен из-за жесткого кузова, пришлось гасить только ремню безопасности. Грудь второго манекена `красная` - это означает, что обеспечить достаточную защиту ребрам пассажира Нива не в состоянии.
Кстати, в кивке `пассажир` достал головой до панели, припечатав угол крышки перчаточного отделения. Еще чуть-чуть, и удар мог бы оказаться роковым - уровень замедления длительностью 3 миллисекунды (именно за это время, по мнению медиков, мозг успевает получить необратимые повреждения) лишь немного не достиг опасного уровня в 88g. Но критерий HIC (871) оказался ниже опасного порога, и силуэт головы `пассажира` на цветовой схеме окрашен не красным, а оранжевым: степень защиты удовлетворительная...
С ногами дела, увы, совсем плохи. Медики считают, что предел прочности берцовой кости человека на сжатие - 900 кг. А правая нога `водителя` уперлась в кожух рулевой колонки с усилием более тонны! Гарантированный перелом.
Сам кожух на Ниве, кстати, достаточно травмобезопасный - гладкий, без выступающих кромок. И прочный, не разбился. Но если нога соскользнет вправо, то удар коленом придется в рукоятку `подсоса` (наша Нива была с карбюраторным мотором). Да и в зоне контакта панели с левой ногой водителя опасных мест немало - металл поперечины под панелью, блок предохранителей... Не все в порядке и с защитой ног пассажира: при ударе голени врезаются в горизонтальную полку под перчаточным ящиком.
И вообще, вся `арматура` панели после удара производит удручающее впечатление. Консоль отломана и валяется под ногами, с металлических рычажков управления отопителем и вентиляцией слетели пластиковые насадки - не дай Бог во время удара напороться рукой на торчащий металл!
Защита голеней и ступней водителя - тоже отдельная история. В принципе, деформация пола относительно невелика, и пространства вполне достаточно для того, чтобы ступни не зажало между металлом и сиденьем. Но педаль сцепления ушла на 300 мм назад и на 85 мм вверх! Педаль тормоза `по вертикали` осталась на месте, но смещена назад на 225 мм. По правилам EuroNCAP это однозначно травмоопасная ситуация, причем задранная педаль сцепления угрожает не только ступням, но и левой голени.
В итоге нет ни одной удовлетворительной оценки, ни в одной `группе частей тела`. Окрашены красным: у водителя - голова, шея, правое бедро и ступни; у пассажира - грудь. Ноль баллов. Напомним: из 16 возможных.
Увы, это уже второй `нулевой` результат на краш-тестах Авторевю - после вазовской же `семерки`. Итог закономерный - оба этих автомобиля разработаны очень давно и имеют общую агрегатную базу. Вопрос в другом: что за эти годы предпринял ВАЗ, чтобы уменьшить травматизм и смертность в Нивах?
Мы неоднократно бывали в лаборатории ударных испытаний на ВАЗе. И каждый раз наблюдали одну и ту же картину - по бокам разгонной катапульты вплотную друг к другу под чехлами стоят разбитые `девятки`, `десятки`, `семерки`, Нивы... Люди работают. Испытывают доработки на серийных автомобилях, по результатам краш-тестов вносят изменения и вновь бьют машины. Именно в ходе подобных доводочных работ на пострестайлинговых Нивах появилось безопасное рулевое колесо. Представляете, какие травмы наносил водителям ранних Нив жесткий `шестерочный` руль?
Сейчас, например, вазовцы проводят краш-тесты Нивы с лонжеронами, обработанными специальным вспененным материалом, - есть надежда, что такая обработка поможет `малой кровью` изменить характер деформации лонжеронов и уменьшить вертикальное перемещение руля. С эстонского предприятия Norma в Тольятти прислали опытные образцы ремней безопасности с ограничителем усилия в лямке до 700 кг, который может предохранить ребра пассажира от переломов. Все это делается для того, чтобы ВАЗ-21213 уложился в требования краш-теста по Правилу R 94 ЕЭК ООН - это такой же фронтальный удар, как и по правилам EuroNCAP, но на меньшей скорости (56 км/ч).Однако вся беда в том, что кардинально решить проблемы с пассивной безопасностью Нивы можно только глубокой реконструкцией автомобиля. Например, подушку безопасности в рулевое колесо Нивы ставить просто бессмысленно - в условиях, когда ступица баранки в процессе удара `выстреливает` вверх, подушка может не только не помочь делу, но и вызвать дополнительные травмы головы! А чтобы значительно снизить перемещение руля, нужно переделывать структуру кузова и разрабатывать новые рулевой механизм и рулевую колонку. Затраты на такую реконструкцию сделают старушку Ниву неконкурентоспособной. Особенно по сравнению с новой ШевиНивой, в которой, надеемся, все уроки старой машины уже учтены.
Но Ниву будут выпускать по крайней мере до 2006 года. И спрос на эти полноприводники по-прежнему высок. Ведь несмотря на свои недостатки, Нива действительно получилась очень удачной, достойно прожив свою четвертьвековую конвейерную жизнь. Но перед тем, как купить ВАЗ-21213 себе или своей жене, посмотрите на эти снимки и хорошо подумайте. Может быть, все-таки `десятка`? Ведь она заработала 4 балла из 16 возможных. Пусть не 12, как Renault Symbol. Но хотя бы не ноль...

Некоторые результаты испытаний автомобиля ВАЗ-21213 и оценочные параметры по методике EuroNCAP
ПараметрМанекен водителяМанекен пассажираТраница "зелёной" зоныГраница "красной" зоныПенализация
Макс. перегрузка головы*, g66797288отсутствие подушки безопасности (-2), чрезмерное смещение руля (-1) нестабильный контакт (-1)
HIC6058716501000
Изгибающий момент шеи, Нм34374257
Сжатие грудной клетки, мм37592250
Наибольшая нагрузка на бедренную кость, кН10,4(п)4,5(п)3,89,07зоны концентрации нагрузок (-1)
Наихудший критерий травмы голени TI0,43(п)-0,41,3чрезмерное вертикальное смещение педалей (-0,9)
Деформация левой стороны кузова по горизонтали, мм
стойка лобового стекла60100200
торец рулевой колонки80-110
педали сцепления/тормоза300/225100200




*Длительностью 3 мс; п - правая, л - левая.
3

< ВАЗ-11113 Ока ЗМА (КамАЗ)Фото и фотогалерея ВАЗ-21213 НиваВАЗ-2109 >


  
 
 Copyright © RIN 2002-. * Обратная связь 
Цифровой фотоваппарат Nikon d3200 - хороший выбор для съемки профессионального качества
Прошли те времена, когда цифровые фотоаппарат была недоступна для широкого покупателя
Знакомства через интернет
Современный мир вносит свои нововведения и коррективы в наш мир
Автомобили Расширенный поиск Контакт