`ВАЗ`, `Волжский автомобильный завод` (VAZ), российская фирма по производству легковых автомобилей марки `Жигули`, `Лада` и `Нива` (повышенной проходимости). Штаб-квартира находится в г. Тольятти (Самарская область).
Строительство завода началось в 1967. Первая очередь, рассчитанная на выпуск 220 тыс. автомашин в год, вступила в строй в 1971.
За основу при выпуске малолитражного с пятиместным кузовом `ВАЗ-2101` был взят `ФИАТ-124`. Мощность четырехцилиндрового двигателя составляла 60 л. с., максимальная скорость - 140 км/ч.
`Жигули` задумывались как народный автомобиль, который при сравнительно невысокой цене мог бы насытить `ненасытный` советский рынок.
Но конструкторы и заводские инженеры и механики в дальнейшем столкнулись с массой проблем, которые помешали эффективно решать поставленные задачи. Сразу же пришлось отказаться от мысли о доступности автомобиля для рядового человека.
С каждой новой моделью цена на `Жигули` значительно росла. Однако задача насыщения рынка в какой-то степени решалась, поскольку товар `ВАЗа` отнюдь не залеживался (в конце 70-х годов появились `Жигули` с кузовом `универсал`).
Кроме того в 1977 появилась новая полноприводная модель `Нива` - ВАЗ-2121.
Тем не менее процесс усовершенствования `Жигулей`, а затем в 80-е годы экспортного варианта `Лада` никогда не приостанавливался.
За советский период существования был освоен выпуск девяти моделей, среди которых самыми популярными стали, кроме первой, шестая и с ведущими передними колесами девятая модели (`шестерка` выпускается до сих пор, ее постепенное замещение `десяткой` началось в 1997).
После распада Советского Союза АвтоВАЗ, как и все остальные отечественные промышленные гиганты, вступил в полосу полной перестройки своей деятельности.
Кризис оказался затяжным, но к середине 90-х годов АвтоВАЗ сумел переломить ситуацию и постепенно стал наращивать производство. В 1997 общее количество произведенных автомобилей составило 730 тыс.
В ближайшее время предполагается увеличить их выпуск на 18 тыс. штук. В 1998 с заводского конвейера сошла новая модель 2111, а автомобили `десятого` семейства начали оснащаться новейшими 16-клапанными двигателями.
И все-таки проблемы остаются, поскольку из-за сравнительно невысокого качества `Жигулей` российские рынки захватывают корейские и японские автофирмы. Вследствие этого АвтоВАЗ предпринимает определенные шаги, чтобы противостоять рыночной конъюнктуре.
В ближайшей перспективе АвтоВАЗа совместное производство вместе с компанией `Адам Опель АГ` новейшей модели `Опель Астра`. В настоящее время ВАЗ выпускает более 50% общего количества легковых российских автомобилей.
В перспективных планах на 2003-2004 гг. Предполагается освоение производства нового семейства моделей `Калина` в европейском размерном классе `В`. Пока существуют три модели: ВАЗ-1117 (универсал), ВАЗ-1118 (седан) и ВАЗ-1119 (хэтчбек).
Предполагается появление и ВАЗ-1120 (УПВ). Так называемая платформа семейства `Калина` унифицирована с `десятым` семейством, а сама машина будет лишь немного короче. Базовым мотором станет модернизированный 1,6-литровый агрегат (на блоке цилиндров мотора ВАЗ-21083).