Бельгия, бывшая страной-пионером в деле проведения кольцевых гонок в Европе (Арденский Приз 1902 года), организовала розыгрыш своего первого национального Grand Prix в 1925 году на трассе под городком Спа, известного своими минеральными водами.
С 1950 года бельгийский этап стал почти непременным участником Grand Prix World Championship. Вплоть до 1970 года он проходил в Спа, но затем, пока эта трасса реконструировалась и боролась с экономическими трудностями, Grand Prix de Belgique разыгрывался в Цольдере и Нивелль. В 1983 году "омоложенная" и укоротившаяся Спа-Франкоршамп вновь приняла состязания чемпионата мира и, оттеснив Цольдер, стала единственным местом борьбы за Большой Приз Бельгии.
6.1. Nivelles-BaulersПостроенная в 30 км южнее Брюсселя, трасса лишь два раза (в 1972 и в 1974 гг.) становилась местом проведения гонок чемпионатов мира и оба раз успех на ней сопутствовал Эмерсону Фиттипальди.
Нивелль в плане напоминал старый Зелтвег. Длинная прямая "старт-финиш", заканчивавшаяся пологим, 60-градусным поворотом, переходящим в следующую прямую, позволяла развивать достаточно высокие скорости. Однако 120-градусный поворот в конце "грушевидной" части трассы и 180-градусный малого радиуса перед выездом на финишную прямую существенно снижали среднюю скорость прохождения круга.
Трасса, как и Зелтвег-1, была технически малоинтересной, что в немалой степени способствовало ее банкротству в октябре 1977 года.
Длина круга - 3723 м.
Рекорд трассы - 1:11,31 = 187,95 км в час
(Дэнис Хальм на McLaren M23 -Cosworth, 1974 год).
Максимальная средняя скорость, показанная победителем соревнований, - 182,38 км в час (Эмерсон Фиттипальди на Lotus 72D-Cosworth, 1972 год).
6.2. Spa-Francorchamps Созданная Жюлем де Трие, трасса Спа-Франкоршамп, расположенная в 40 км восточнее Льежа, вступила в действие в 1921 году. Тремя годами позже на Спа началось проведение 24-часовых гонок, которые представляют для нас интерес только тем, что дважды в них добивались успеха россияне - в 1928 году Борис Ивановский, а в 31-м князь Дмитрий Георгадзе (первый в стартовом листе был заявлен как представитель Франции, а второй - как представитель несуществующей тогда России). В 1925 году в Спа прошел розыгрыш первого Grand Prix de Belgique, закончившийся победой Аскари-старшего на Alfa-Romeo P2, а 18 июня 1950 года трасса впервые приняла этап Grand Prix World Championship. C 1950 по 1970 гг., а также с 1985 и по наши дни кольцо, проложенное среди лесистых холмов предгорий Арденн и Франкорскими полями, являлось и является монополистом в области проведения бельгийского этапа чемпионатов мира.
Долгое время т(1921 - 1978 гг.) трасса Спа-Франкоршамп представляла в плане подобие треугольника, образованного тремя дорогами общего пользования, между которыми были проложены соединительные участки.
Длина круга за эти годы неоднократно менялась и равнялась:
14980 м - в 1925 году
14861 м - в 1930-1933 гг.
14948 м - в 1934-1937 гг.
14578 м - в 1939-1956 гг.
14177 м - в 1957 году
14096 м - в 1958-1978 гг.
Перепад высот между самой высокой и самой низкой отметками кольца составлял 180 метров. Самый большой прямой отрезок дистанции длиной около 3 км находился на участке между 5-м и 8-м километрами (участок Мальмеди - Ставело). Он располагался на 2-процентном спуске. Самым трудным участком трассы являлся (и является) северный, 120-градусный поворот La Source, к которому ведет затяжной, длиной более 2 км подъем, а за ним следует крутой (почти на 40 м) спуск к линии "старт-финиш". Большинство остальных поворотов имело большие радиусы и профилированные виражи, что позволяло развивать на них высокие скорости (рекорд старой трассы - 3:27,4 = 244,68 км в час - установил Крис Эмон на March 701-Cosworth в 1970 году).
В 1979 году была закончена коренная реконструкция трассы и через 4 года она вновь принимала участников мирового первенства. Новый Франкоршамп укоротился до 6949 м - теперь в районе Мальмеди дорога делала 180-градусный поворот и шла на север к Спа. После серии 90-градусных поворотов новая трасса соединялась со старой в районе Бьяншимона (Bianchimont).
В течение 1980 - 1994 гг. кольцо несколько раз реконструировалось - переносилось место старта, появились объезды Bus Stop и Eau Rouge Chicane. Длина Спа несколько раз менялась, и вконец запутавшиеся в ее размерах владельцы трассы вынуждены были в 1986 году призвать для уточнения размера круга специальную комиссию Королевского клуба Бельгии. Несмотря на то, что трасса стала более сложной, это не отразилось на ее "скоростном" характере - средние скорости победителей по-прежнему превышают в сухую погоду 200-километровую отметку.
Длина круга - 6974 м.
Рекорд трассы - 1:51,095 = 225,98 км в час (Ален Прост на Williams FW15C -Renault, 1993 год).
Максимальная средняя скорость, показанная победителем соревнований, - 217,80 км в час (Дэймон Хилл на Williams FW15C-Renault, 1993 год).
6.3. ZolderТрасса Цольдер, расположенная среди лесов Фландрии, в 56 км восточнее Брюсселя, была открыта в 1965 году. Первая зачетная гонка мирового первенства на машинах Формулы I состоялась на ней в 1973 году и до 1984 года (включительно) Цольдер 10 раз принимал этапы Grand Prix World Championship. Кольцо - технически достаточно сложное - могло бы стать конкурентом Спа, но в начале 80-х годов владельцы трассы приняли сторону FISA, руководимой Жаном Балестром, в ее споре с Берни Экльстоуном, "серым кардиналом" Формулы I и руководителем FOCA (Formula One Constructors Association).
В результате, после примирения враждующих сторон, пострадал Цольдер - Берни не забыл "обиды", нанесенной ему руководством трассы, и не продлил с ними договора о дальнейшем проведении гонок чемпионатов мира. В 1985 году Цольдер исчез из календаря Grand Prix World Championship, что многие из участников гонок Формулы I восприняли с известной долей облегчения, ибо в 1982 году репутация кольца была сильно подмочена гибелью во время тренировки Жиля Вильнева. В настоящее время на Цольдере проводятся гонки чемпионатов DTM и ITC, а также состязания машин Формул 3 и 3000.
Длина круга:
1965 - 1972 гг. - 4185 м
1973 - 1974 гг. - 4219 м
1975 - 1985 гг. - 4261 м
c 1986 года - 4193 м.
Рекорд трассы (4261 м) для машин Формулы I - 1:19,294 = 193,45 км в час (Рене Арну на Ferrari 126C4, 1984 год).
Максимальная средняя скорость, показанная победителем соревнований, - 186,99 км в час (Джон Уотсон на McLaren MP4B-Cosworth, 1982 год).
Победители:2001 | Михаэль Шумахер | Ferrari |
2000 | Мика Хаккинен | McLaren |
1999 | Дэвид Култхард | McLaren |
1998 | Дэймон Хилл | Jordan |
1997 | Михаэль Шумахер | Ferrari |
1996 | Михаэль Шумахер | Ferrari |
1995 | Михаэль Шумахер | Benetton |
1994 | Дэймон Хилл | Williams |
1993 | Дэймон Хилл | Williams |
1992 | Михаэль Шумахер | Benetton |
1991 | Айртон Сенна | McLaren |
1990 | Айртон Сенна | McLaren |
3