Первые автомобили представляли собой, собственно говоря, экипажи, у которых отсутствовали оглобли, а под сиденьем располагался двигатель. Так что говорить о родословной автомобильного кузова `купе` как такового в принципе нельзя. Но прообразы и общие черты все же нужно искать во французском каретном производстве, где с незапамятных времен предлагался двухместный конный экипаж с именем `купе`.
Принцип установки сидений и способы защиты от неблагоприятных погодных факторов стали основным условием перехода от `простых` карет к полноценным автомобильным кузовам. И вслед за ними перекочевывали названия кузовов. Надо отметить, что только в первые годы ХХ века возникло не менее двадцати типов кузовов!
В их названиях чаще всего употреблялись французские выражения, обозначающие конструкции экипажей. Такое многообразие обусловлено прежде всего тем, что мастера - изготовители конных повозок - просто изгалялись в своем ремесле - строительстве карет. Порой они создавали такие шедевры, что и квалифицировать было сложно.
Но во всем этом великолепии, как ни странно, конструкция `купе` имела (и имеет до сих пор), очень четкое определение и конструктивные рамки. Под кузовом `купе` подразумевалось закрытое, с жесткой крышей, двух-, четырехместное, двухдверное сооружение с минимумом удобств для седоков.
Упрощенный тип конструкции был ориентирован на небогатых покупателей или молодых людей, не имеющих возможности приобрести экипаж более крупных размеров. И это было нормально по тем временам. Вот так-то! (Это вам не современные нравы, где купе дороже обычного седана...)
Но вернемся в начало столетия. Типичным примером одного из первых купе можно считать `Рено тип Б` 1900 года (фото 2). Смешная коляска, изготовленная вручную ателье `Labourdette` и установленная на шасси `Рено`.
Этот вариант купе оснащался одноцилиндровым двигателем с рабочим объемом 450 см3 и обладал приличной для того времени скоростью в 45 км/ч и небольшой мощностью в 2,75 л.с. Очень характерный представитель того периода, хотя и редкостный экземпляр ввиду того, что закрытых машин в начале века делали мало.
Довоенное величиеС начала 30-х годов и до второй мировой происходит бурный расцвет кузовных `карроцери` и мастеров индивидуального пошива `одежд` для автомобилей. В то время процветал необыкновенно выразительный любовный роман автомобильных конструирований с экстравагантным и утонченным дизайном. Какие имена, какие машины!
Сегодняшние дизайнеры неспроста ищут нотки особой чувственности и краски вдохновения именно в довоенных моделях. И находят... Поэтому, как мне кажется, именно этот период особо ярко и четко (к сожалению, раз и навсегда) открывает всю прелесть автомобильного силуэта под именем `купе`.
Но в силу изменения конъюнктуры и переосмысления ценностей вид кузовов `купе` перестает быть чем-то просто дешевым и простым. Как средство выражения неординарности и самовлюбленности могущественного человека, покупающего такой тип автомобиля, оно превращается в эгоистически настроенное произведение ремесленного искусства, предназначенного уже для весьма обеспеченных людей.
Извечная плата за красоту. И что самое важное - тридцатые годы постепенно приводят к слиянию терминов `спортивный` и `купе`.
Опять же благодаря простой человеческой смекалке, выяснившей, что проводить спортивное состязание выгоднее в закрытом кузове, чем в открытом всем ветрам и неприятностям. Ну а так как гоночные машины имели одно или два посадочных места, то само провидение благословляло на возникновение нового типа машин - спортивное купе.
Особо отличалась в этом плане лучшая французская кузовная фирма `Фигони и Фаласки`. Однажды рожденный ими стиль каплевидных купе до сих пор не дает покоя многим именитым художникам (фото 3).
А знаменитейшее творение Жана Бугатти, `обтекаемое купе` - `Тип 50` (фото 4)! Это же прописание классических форм стиля на многие годы вперед!
В машине, невероятно передовой для тех лет, постулатно выражена вся суть вида: это и огромные колеса для удержания машины при темпераментной езде, и длиннющий капот, скрывающий под собой более мощный двигатель, и скошенное лобовое стекло для выделения `породы` и лучшего обтекания воздухом, и, наконец, совсем невзрачный и малообъемный багажник, размещенный сзади...
Послевоенный бумВторая мировая война на несколько лет задержала прогресс в конструкции автомобиля. Но что более обидно - исчезли с горизонта многие выдающиеся автомобильные марки и кузовостроительные ателье. Особенно во Франции.
`Бугатти`, `Деляхе`, `Деляж` и `Тальбо-Ляго` - все они оказались неспособными адаптироваться к условиям нового мира, где в первые послевоенные годы, за исключением Соединенных Штатов, рынок сбыта как дорогих машин `люкс`, так и быстроходных индивидуальных спортивных `купе` резко сократился.
Вот отсюда и пошли разброды и шатания в принципиальном определении кузова `купе`. Особенно ярко это выразилось в американском автомобилестроении. Не имея выходцев из `классической` школы кузовостроения, янки поначалу лепили большеразмерные `чемоданы`, а затем путем сокращения количества дверей до двух обзывали их `купе`.
Это уже через несколько лет они придут к классическим `Понтиак ГТО`, `Корвету` и `Мустангу`, а пока... (Фото 5, 6).
А в восстанавливающейся Европе происходят процессы, коренным образом изменяющие представление о `купе` с потребительской точки зрения и дизайна. Это прежде всего появление первого кузова настоящего `купе` от `Пининфарины` для `Феррари`. И изменение ориентира в продажах таких машин.
Огромный стилевой отрыв от всего автомира осуществляет дизайнерская студия `Пининфарина`. Простые, стремительные и четкие линии `купе` из-под карандаша Батисты Фарины навеки заложат всемирно известный стиль как марки `Феррари`, так и самого имени `купе` (фото 7).
А в связи с массовым обнищанием послевоенного населения автопроизводители, по законам рынка, были вынуждены удовлетворять запросы населения к спортивному купе при помощи нестандартных решений.
Выражались они в подгонке имеющихся в наличии седанов под направление `купе`. (На новые разработки денег пока не хватало.) Такое же обрезание и уменьшение количества дверей, при сохранении узлов и агрегатов семейных, маломощных машин... (Фото 8).
Скорость и мощностьСлова эти можно без оглядки отнести к `огненным` 60-70-м годам. Динамические качества автомобилей приобрели еще большую важность и значение, и не в последнюю очередь из-за культа скорости.
И уж кому-кому, а спортивному купе пришлось взять на себя роль идолопоклоннического объекта всеобъемлющей любви всего прогрессивного человечества. Полный расцвет стиля и безудержная лавина неподражаемых машин. Чтобы перечислить хотя бы часть их, не хватит и страницы, но все же напомню (фото 9, 10, 11, 12).
День сегодняшнийЭто два класса спортивных машин, по европейской классификации, `G` и `H`, где автомобили с кузовом `купе` подразделяются на доступные (до 60 тыс. долларов США) и дорогие (свыше 60 тыс. долларов США).
Это такие разновидности кузова `купе`, как `тарга` (`Порше`, `Хонда`, `Шевроле`, фото 13), купе-кабриолет с жесткой съемной крышей (`МБ СЛК`) и невероятный купе-пикап (`Шевроле ССК`, фото 14).
Это производство редкостных внедорожных купе (`Мега-Трак` и `Контендер ХГ`, фото 15). Это с нуля разработанные самостоятельные модели (практически все автомобили класса `Н`), и купе, базирующиеся на общих с массовыми моделями платформах (почти весь спектр машин класса `G`).
Это престиж и пижонство. Это обладание эксклюзивом и невероятно сложным, с точки зрения техники, аппаратом. Это восхищенные взгляды и дорогое обслуживание. И, наконец, это просто красиво (фото 16)!