"Несомненно, что в военное время эта движущаяся крепость может сыграть очень важную роль", - так завершил корреспондент еженедельника "Нива" (? 24 за 1906 го ) свое сообщение о первых испытаниях "блиндированного автомобиля князя Накашидзе" на Красносельских маневрах. М.А. Накашидзе, один из первых энтузиастов моторизации русской армии, еще в 1902 году написал брошюру "Автомобиль, его экономическое и стратегическое значение для России". Идея самоходной боевой машины сформировалась у него во время русско-японской войны (1904-1905 гг.), в которой он участвовал подъесаулом Сибирского казачьего корпуса.
Перед окончанием войны Накашидзе представил в военное ведомство свой проект, который поддержал командующий маньчжурской армией генерал Линевич. Поскольку русскую промышленность сочли недостаточно подготовленной к постройке таких машин, его реализацию поручили французской фирме "Шаррон, Жирардо э Вуа" в Пюто, которая уже в 1902 году изготовила партию полубронированных вооруженных грузовиков. Построенный ею бронеавтомобиль был доставлен в Россию в 1905 году и прошел испытания пробегом Петербург-Ораниенбаум-Венки и стрельбой - в Ораниенбаумской офицерской стрелковой школе.
Машина была выполнена по традиционной тогда компоновочной схеме. Двигатель (4 цилиндра, 37 л.с.) располагался впереди, коробка передач - отдельно от него, ведущие колеса - задние. Привод на колеса цепями. Спицы колес защищались стальн ми дисками и первоначально были "обуты" в сплошные (то есть не пневматические) резиновые шины. Подвеска колес - на полуэллиптических продольных рессорах. Сравнительно большой дорожный просвет обеспечивал бронеавтомобилю хорошую проходимость.
Клепаные корпус и башня изготовлены из листов хромоникелевой брони толщиной 4,5 мм. Во вращающейся башне находился 8-мм пулемет "Гочкис" образца 1900 г., второй - перевозился в машине, а боекомплект помещался в кормовой нише бронекорпуса.
Экипаж машины состоял из пяти человек. Для обзора и вентиляции служили широкие окна, которые в бою должны были прикрываться броневыми щитками с прорезанными в них смотровыми щелями. Для наблюдения в бою имелся также перископический прибор; на передней части кузова - один электрический прожектор, а другой - перед водителем за бронещитком. Хорошо видные на снимках длинные предметы вдоль бортов - раздвижные мостки для преодоления рвов и окопов шириной до 3 метров.
Внимательное изучение особенностей конструкции бронеавтомобиля Накашидзе свидетельствует о том, что автор ее базировался в своих решениях на специфических условиях, с которыми ему пришлось встретиться во время боевых действий в Маньчжурии. И все же наиболее уязвимыми элементами машины он считал низко расположенный впереди горизонтальный радиатор и пневматические (!) шины. Поэтому машину оснастили сплошными резиновыми шинами.
Движение по дорогам на сплошных шинах со скоростью более 20 км/ч было просто невозможным - резина нагревалась и отслаивалась. К тому же такие шины плохо смягчали дорожную тряску. Двигатель же позволял броневику боевой массой 2950 кг двигаться со скоростью до 50 км/ч по шоссе и преодолевать 25-градусные подъемы.
Военные специалисты дали о машине самые лучшие отзывы. Всего от фирмы "Шаррон" русская армия получила в 1906-1911 гг. 11 бронеавтомобилей. Часть отправленных из Франции машин не достигла России, "застряв" в Германии. Интерес к ним проявили также правительства Испании, Румынии, Турции, Японии, Аргентины.
Изменения, внесенные в конструкцию Накашидзе после испытаний, Генеральный штаб предложил реализовать на Ижорском заводе, но военное министерство своевременно не поддержало этот проект. Имевшиеся тогда броневики поступили в специальные учебные команды (по 15 человек) Петербургского, Киевского, Виленского и Варшавского военных округов. Однако дальнейшего применения они не получили.
М. Коломиец