Калильное число - условная величина, пропорциональная среднему давлению газов на поршень в течение полного цикла, при котором во время испытаний свечи на специальной моторной установке появляется калильное зажигание, т.е. зажигание не от искры, а от раскаленных элементов свечи, находящихся в камере сгорания.
У нормально работающей свечи юбочка изолятора нагревается до 600-800 С и масло, попадающее на детали свечи, сгорает полностью, почти не оставляя нагара - она, как говорят, самоочищается. Тепловой конус изолятора сухой, цвет от светло-серого до коричневого. Указанная температура свечи устанавливается в результате теплообмена между свечой, головкой цилиндра, камерой сгорания и внешней средой. Чем более форсирован двигатель по степени сжатия, литровой мощности, числу оборотов, тем больше теплоты воспринимают детали свечи, находящиеся в камере сгорания. Значит тем лучше должна быть теплопередача от свечи к менее нагретым деталям, и тем больше окажется ее калильное число, то есть необходимо большее давление в цилиндрах для появления калильного зажигания - свечу называют "холодной".
И наоборот, в малофорсированном двигателе тепловой поток к деталям свечи сравнительно мал, следовательно, и интенсивность теплопередачи от свечи должна быть меньше, чтобы ее детали были нагреты до температуры 600-700 С. Такая свеча имеет сравнительно небольшое калильное число и ее называют " горячей ".
Если в форсированный двигатель установить "горячие" свечи (например, от грузовика), то на средних и больших нагрузках свеча быстро разогреется до температуры значительно большей 1000 С и возникает калильное зажигание. Элементы свечи оплавляются, а при сравнительно длительной работе на этом режиме двигателю наносятся серьезные повреждения (клапана, поршни, кольца). Если в малофорсированный двигатель установить "холодные" свечи, то температура их деталей в процессе работы не превышает 400 С, попадающее на эти детали масло не выгорает полностью и образуется слой сажистых токопроводящих отложений. Свеча блокируется и в конце концов прекращает работу.
Таким образом, тепловые характеристики свечи должны строго соответствовать условиям в камере сгорания двигателя (давлению, температуре, оборотам). Как указывалось выше тепловой конус нормально работающей свечи должен быть сухим и иметь цвет от полусерого до коричневого. Экспертную оценку работы двигателя по состоянию свеч зажигания можно провести с помощью табл.
Оценка работы двигателя по состоянию свеч зажигания Вид свечи, характер нагара | Возможная причина возникновения | Способы устранения |
Сухой нагар темного цвета; жирный сухой нагар (вакса) | Свеча холодна для данного двигателя | Проверить правильность применения свеч по инструкции; при несоответствии заменить |
Карбюратор дает богатую смесь | Отрегулировать систему питания, оценить состояние воздушного фильтра | Слишком поздний угол опережения зажигания. Эксплуатация двигателя с малыми нагрузками, частая и длительная работа на холостом ходу | Отрегулировать систему зажигания. Установить более "горячие" свечи | Пропуски в зажигании | Отрегулировать систему зажигания | Светло-серый цвет | Топливная смесь слишком обеднена | Отрегулировать систему питания |
Влажный нагар темного или бурого цвета. Возможно появление масла на резьбе и уплотнении | В цилиндры попадает излишек масла. Изношены маслоотражающие колпачки, кольца, поршни, цилиндры | Ремонт с заменой изношенных деталей |
Образование "корки" на свечах. Засорение искрового промежутка | Моторное масло не соответствует инструкции по эксплуатации | Заменить масло |
Белый от перегрева тепловой конус свечи, заметное оплавление конуса и электродов, наличие мелких шариков металла на элементах свечи | Установлена "горячая свеча", существенное несоответствие ее калильного числа параметрам двигателя - грубое нарушение инструкции; большое опережение зажигания | Заменить свечи. Провести диагностику системы зажигания и двигателя |
Разрушение электродов свечи или теплового конуса из-за их расплавления и выгорания | Установлена "горячая" свеча, сравнительно длительная работа двигателя на режиме калильного зажигания | Диагностика двигателя с целью оценки состояния клапанов, поршней, колец |